Поколения X+Y+Z+...+n: кадровые решения для уравнения с многими неизвестными. Часть 2: Интеллект и личность

Дарья Портнова

Обсуждение мотивационных различий между людьми X и Y осталось позади, найдя отражение в предыдущей части статьи. Теперь мы переходим к описанию интеллектуальных и личностных черт представителей выделенных возрастных когорт, базируясь на соответствующих блоках «Бизнес-профиля».

Интеллект. Тесты, измеряющие уровень развития умственных способностей, адекватны в применении лишь для тех позиций, где отдельные стороны интеллектуальной сферы объективно должны быть сильно выражены – и где они прямо связаны с успешностью выполнения необходимой работы. Наш тест ТИПС-9 выполнялся именно такими соискателями – потенциальными работниками «умственного труда». Результаты сравнения средних значений между когортами указаны в Таблице 1 (см. Приложение).

Рисунок 1. Невербальная логика: различия в средних значениях по когортам.

Значимые различия между когортами обнаружены лишь по шкале Невербальная логика. При этом «пиковое» развитие данной способности среди имеющихся когорт в наибольшей степени характерно для группы от 20 до 30 лет (см. Рисунок 1), а с увеличением возраста респондентов балльные показатели убывают.

Смысловое наполнение шкалы Невербальная логика таково, что максимальные баллы по ней набирают люди инновационного толка, изобретательные, конструктивные – и находящиеся в вечном поиске способов для ломки шаблонов. Такие особенности тесно связаны с потенциалом обучаемости и продуктивной трансформацией получаемой информации (анализом, синтезом, абстрагированием).

Работа с непомерно большим количеством информации как таковой – это и бич, и достижение XXI века. Уйти от необходимости осуществлять её постоянно - в быту или профессии - представителям молодого поколения (20-30 лет) практически невозможно. И молодежь этому требованию отвечает, хорошо сознавая ценность идей и оставляя несколько позади представителей старших поколений – особенно людей старше 50 лет, у которых данная способность несколько снижена. Вероятно, навязанные современностью «упражнения» в невербальной логике сказываются на успехе молодых людей в соответствующих видах деятельности (например, программировании или аналитике).

Отметим специально, что задания нашей методики ТИПС для оценки способности к Невербальной логике имеют отчасти игровой характер - это визуально представленные «головоломки». Возможно, именно увлекательностью тестовых вопросов объясняется успех молодых людей в их решении – ведь одна из ярких мотивационных особенностей когорты до 30 лет состоит в выраженном Интересе к процессу труда (об этом можно прочитать в предыдущей части статьи).

Личность. В данном блоке респондентам предлагался опросник 11ЛФ, рассчитанный на оценку личностных качеств взрослых людей и являющийся детализированной версией знаменитой «Большой пятерки». 11ЛФ был создан в соответствии с запросом практики и приспособлен для организационных реалий; это наиболее современный русскоязычный личностный опросник, адаптированный на соответствующей выборке. Результаты исследования когортных различий по личностным факторам можно увидеть в Таблице 2 (см. Приложение).

Рисунок 2. Недоверчивость-Дружелюбие: различия в средних значениях по когортам.

Здесь значимые различия обнаружены для трех факторов. Первый из них – Недоверчивость-Дружелюбие, соединяющий в себе оппозиции требовательности и миролюбия, критичности и бесконфликтности. Рисунок 2 отражает любопытную, но ожидаемую закономерность – с возрастом увеличивается готовность сопереживать окружающим людям и принимать их недостатки, быть учтивым и вежливым вне зависимости от ситуации.

Молодое поколение – до 20 лет – демонстрирует близость к противоположному полюсу, то есть к проявлениям жесткости и индивидуализма. Если совместить это со знанием структуры его трудовых мотивов, которую отличает пренебрежение фактом Включенности в команду, то вырисовывается следующая картина: молодежь внутренне не расположена, а потому и не готова воспринимать себя как часть коллектива, предпринимать попытки в него встроиться. По-видимому, более зрелые люди в какой-то мере отождествляют понятия «работы» и «команды», в то время как для людей до 20 лет эта связь отнюдь не прозрачна.

Рисунок 3. Моральная гибкость-Моральность: различия в средних значениях по когортам.

Соблюдение моральных предписаний, норм и правил старшим поколением в противовес известному спокойствию в отношении них людей от 20 до 30 лет – довольно стереотипный факт, однако в нашем исследовании он в очередной раз получил статистически точное подтверждение. Моральная гибкость-Моральность – это фактор, описывающий различия в желании следовать «золотому правилу нравственности» («поступайте по отношению к другим людям так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами») и в путях, которыми достигается личная выгода – допустимости хитрости, обмана, приспособленчества.

«У нашей святой молодежи/ Хорошие песни в крови» (О. Мандельштам): в данном случае это песни как компромиссов с совестью, так и толерантного отношения к огрехам совести других людей. Рисунок 3 показывает, что наиболее высокоморальны когорты младше 20 и старше 40 лет, а люди от 20 до 40 лет примерно равны в этом отношении – не демонстрируют заострений ни по одной из указанных тенденций, имеют средний уровень выраженности моральности. Возможно, кто-то еще не отошел от школьных идеалов? Или начал тяготиться относительными ценностями? Может быть, устремился к более надежным ориентирам – а пока находится в начале этого пути?

Рисунок 4. Сензитивность-Нечувствительность: различия в средних значениях по когортам.

Мир эмоций и мир сдержанной рациональности в какой-то мере принадлежат, как видно из Рисунка 4, разным поколениям. Эстетизм и чувствительность к нюансам отличает людей старше 50 лет. Фактор Сензитивность-Нечувствительность очерчивает различия в акцентах на деталях, чуткости, прихотливости – и всё это в трудовом контексте.

Получается, что консультативная практика, переговоры, поддержка клиентов – это епархия старшего поколения, где оно может проявить себя наиболее эффективно, а респонденты в возрасте от 20 до 40 лет на данном поприще будут выглядеть не столь ярко.

Обратим внимание, что сензитивность тесно связана с такой компетенцией, как «клиентоориентированность» – и ею обладают в том числе люди младше 20 лет, которых не принято рассматривать как потенциальных наставников. Между тем, в узком контексте они могут успешно примерить на себя эту роль – например, на позиции консультанта в сервисном центре или продавца-консультанта. Здесь им, как и их старшим коллегам в возрасте от 50 лет, может сослужить хорошую службу выраженная Моральность, преимущества которой в трудовой среде описаны выше.

Люди разные нужны, люди разные важны – и сензитивные, и нечувствительные, и находящиеся в «золотой середине»; для тех и других находятся вполне удобные ниши…

Интеллектуально-личностный итог

Итог исследования значимых различий между представителями выделенных возрастных групп по шкалам интеллектуального и личностного блоков «Бизнес-Профиля» позволяет спроецировать их на особенности людей X и Y в их профессиональной среде.

Получилось, что люди Y (в возрасте до 30 лет) имеют более высокие показатели по Невербальной логике – разнообразный и обогащенный визуальными стимулами окружающий мир провоцирует усложнение мыслительных операций, которые можно и нужно осуществлять для нормальной жизни в нем. Человек, выросший под прицелом многих терабайт информации, представленной в зрительной модальности, обязан справляться с её анализом и синтезом. И в большинстве случаев Y делает это успешно.

Обратим внимание, что люди в возрасте до 20 лет формально входят в состав поколения Y (это люди «суб-Y» - и точно еще не Z), однако в нашем исследовании они сильно отличаются от тех представителей Y, кому от 20 до 30 лет. Необходимо провести между ними более четкое разграничение, и главным образом оно касается личностного блока: суб-Y несколько более недоверчивы, моральны и сензитивны, чем группа Y в целом. Это очень молодая группа работников, которая еще не успела выработать сколько-нибудь устойчивый трудовой стереотип, поэтому сейчас мы можем лишь строить гипотезы насчет того, в какую сторону они будут крутить стрелки барометра экономики – или как будут трансформированы их личности под влиянием X и Y, в коллектив которых они неминуемо попадут.

Надеемся, что здесь обойдется без крайностей. Например, следующего характера: «Корейцы боятся Х-фактора как огня. Постоянно внедряют роботов вместо людей Х. А каждый спасенный от Х-облучения идет в университет превращаться в Y. Им даже жить запрещают вместе с родителями, чтобы они не попали в ментальность 60-х». Российская действительность, к счастью, не привержена догматическому черно-белому мышлению. И наша культурная традиция дает возможность X, Y и Z жить в мире…

Что касается людей X, то они относительно Дружелюбны – и это самый яркий их личностный нюанс. Ценность данной черты трудно переоценить, ведь именно представители X составляют авангард руководителей и наставников – хочется верить, что они помогут своим подчиненным Y и Z занять новые профессиональные рубежи!

Напоследок следует оговориться, что «теория поколений» введена американскими учеными, и хотя в иных пунктах её прямое перенесение на отечественные реалии вполне правомерно, в случае с фактором Дружелюбие всё не так просто. Дело в том, что именно эта личностная черта имеет выраженную кросс-культурную специфику: в России её удельный вес больше. Это означает, что каждый её житель в среднем более дружелюбен, чем его американский коллега или просто современник.

В следующей части данной статьи будут обсуждаться различия между представителями поколений X, Y и Z по «вторичным шкалам» комплекса «Бизнес-профиль», которые описывают профессиональный потенциал в разных сферах трудовой деятельности, а также подходящие респондентам командные роли (по Р. Белбину) и позволяют построить прогноз их поведения в конфликте.

Приложения

Таблица 1. Интеллект: результаты сравнения средних.

Таблица 2. Личность: результаты сравнения средних.

Дарья Портнова

Сотрудник научно-методического отдела Лаборатории «Гуманитарные Технологии»