Тест юмористических фраз: результаты психометрического исследования с использованием оценочной версии (ТЮФО) | Статьи | Maintest

Тест юмористических фраз: результаты психометрического исследования с использованием оценочной версии (ТЮФО)

В. В. Одинцова, А. Г. Шмелев

"Ни в чем не проявляется так характер людей,
как в том, что они находят смешным".
Иоганн Вольфганг Гете

Как известно, разные люди смеются над разными вещами. В данном исследовании была предпринята попытка подтвердить или опровергнуть данный тезис. Для этого необходимо выяснить, существуют ли значимые различия в предпочтениях юмора. И, во-вторых, являются ли эти различия столь устойчивыми и значимыми в статистическом смысле, что на них можно построить косвенную психодиагностическую методику.

Прикладной и методический контекст исследования

С 1982 года под руководством А.Г.Шмелева создан ряд версий оригинального Теста Юмористических Фраз (см. Шмелев, Болдырева, 1982; Общая психодиагностика, 1997; Словарь-справочник по психодиагностике, 1999). Наибольшее распространение и признание получила так называемая классификационная версия этой методики. В этом случае испытуемому предлагается отнести юмористическую фразу (афоризм) к одному из тематических классов. Эта методика обнаружила ряд своих достоинств, но одновременно и ряд недостатков. Для использования в контексте консультативной практики (в ситуации клиента) она оказалась более пригодной, чем для использования в ситуации экспертизы - в контексте организационной (индустриальной) психологии. За годы либеральных реформ существенно устарел, потерял "свежесть" и "социальную остроту" сам набор фраз, на которых строился ТЮФ. Пять лет назад возникла идея обновления стимульного материала (набора фраз), а также изучения психодиагностических возможностей другого методического приема, основанного на задании испытуемого оценить, насколько та или иная фраза кажется ему "смешной". Эту версию ТЮФа мы назвали "оценочной", и она получила условной рабочее обозначение ТЮФО.

Разработка стандартизированной проективной методики ТЮФО (тест юмористических фраз в его оценочной модификации) проводится в рамках исследований, связанных с изучением возможности косвенной диагностики личности (Большой Пятерки факторов), основанной на принципе оценочного шкалирования юмористических фраз.

Проективный потенциал методики заключается в использовании метода шкалирования специфического стимульного материала (юмористических фраз), непосредственно не связанного с основной задачей разрабатываемого теста - личностной диагностики (Большая Пятерка факторов).

Основной процедурой изучения возможности косвенной диагностики личности являлась проверка внешней валидности версии теста юмористических фраз (ТЮФО). Как уже отмечалось, в этом тесте испытуемым предлагается оценить юмористическую фразу по степени юмора. В качестве внешнего критерия валидности использовался тест "Большая пятерка".

Тест "Большая пятерка" состоит из 75 вопросов с 3-х альтернативными вариантами ответа. Данный тест, разработанный в 90-е гг, предназначен для экспресс-диагностики уровня выраженности пяти так называемых "больших" факторов темперамента и характера и используется для исследования личности взрослых людей с целью профотбора, профконсультации, определения направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания.

Показателями теста являются следующие факторы индивидуальности:

  • "экстраверсия - интроверсия"
  • "согласие - независимость"
  • "самоконтроль - импульсивность"
  • "эмоциональная стабильность - тревожность"
  • "обучаемость - инертность"

В исследовании участвовали посетители сайта "Гуманитарные технологии". Всего 306 человек (187 женщин и 119 мужчин) в возрасте от 18 до 53 лет.

В процессе исследований были получены некоторые любопытные результаты.

Результаты

Над чем же смеются люди с различными личностными характеристиками?

Анализ связи тестовых баллов, полученных после прохождения ТЮФО, с внешним критерием (баллами по тесту "Большая пятерка") позволил выделить значимые корреляции между пунктами теста юмористических фраз и шкалами теста "Большой пятерки".

Это, в свою очередь, позволило выделить шутки, над которыми смеются люди с теми или иными личностными характеристиками.

"ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРОВЕРСИЯ"

По данной шкале получено 19 значимых корреляций, среди которых преобладают прямокоррелирующие пункты (18 пунктов). Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по высокому полюсу шкалы "Экстраверсия-интроверия" чаще других оценивают данные шутки (18 фраз) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным низким показателем (ближе к полюсу "интроверсия") чаще других оценивают данные шутки (18 фраз) как наименее смешные или остроумные.

Шутки с обратной корреляцией (1 фраза) выше оцениваются "интровертами". То есть, над тем, над чем смеются экстраверты, не смеются интроверты, и наоборот. Но в целом, как мы видим, "экстраверты" в нашем эксперимента смеются чаще. Что следует признать вполне содержательно правдоподобной содержательной закономерностью, так как именно с полюсом "эстраверсия" связан более высокий уровень "оптимизма" и "жизнелюбия". Напомним, например, что в этот вторичный фактор Р.Кэттел включает свой первичный фактор F из 16PF.

Содержательный анализ пунктов выявляет следующую тенденцию:

Большинство "значимых" шуток, коррелирующих с данной шкалой "Большой пятерки", связаны с межличностными отношениями, обращены ко второму лицу, предполагают диалог ("Девушка, а Вы владеете языком по-французски?"; "Если Вы рассказали даме фривольный анекдот, а дама не смеется, значит, она его знала"; "Мадам! Банан еще и кушать можно"; "Я сказал выпивке "нет", но она на это не реагирует" и т.п.).

В целом, юмор экстравертов носит несколько бесцеремонный, издевательский и даже агрессивный характер. Многие фразы, скоррелированные с данным фактором, относятся к классам "садизм" и "секс" - примитивно-организмических шуток ("Чем удобряли, то и выросло"; "Если есть на ночь молоко с огурцами, то Ваша финская сантехника быстрее окупится!" и т.п.). То есть, это так называемый "организмический" уровень, срабатывают мотивы, тесно связанные с базальными биологическими потребностями, которые обычно подвергаются действию цензуры сознания у людей с высоким уровнем социализации.

"СОГЛАСИЕ-НЕЗАВИСИМОСТЬ"

По данной шкале получено 9 значимых корреляций, среди которых есть как прямые (5 пунктов), так и обратные корреляции (4 пункта).

Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "согласие" чаще других оценивают данные шутки (5 фраз) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "независимость" чаще других оценивают данные шутки (5 фраз) как наименее смешные или остроумные.

Шутки, с обратной корреляцией (4 фразы) оцениваются данными респондентами с точностью наоборот.

Шутки, прямокоррелирующие с данной шкалой, носят самоуничижительный характер, - неконфликтные люди смеются над собой ("Скромное молчание лучший повод в споре с руководством"; "Вы меня, дурака, за кого держите?"; "Что у женщины на уме, то мужчине не по карману!" и т.п.).

Большинство "значимых" шуток, обратнокоррелирующих с данной шкалой, связаны с т.н. "черным юмором", - это злые, жестокие шутки ("Мертвый друг не предаст"; "Не трогай папу за нос! И, вообще, отойди от гроба" и т.п.). Данные фразы относятся к классу "садизм".

"САМОКОНТРОЛЬ-ИМПУЛЬСИВНОСТЬ"

По данной шкале получено 10 значимых корреляций, среди которых есть как прямые (6 пунктов), так и обратные корреляции (4 пункта).

Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "самоконтроль" чаще других оценивают данные шутки (6 фраз) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "импульсивность" чаще других оценивают данные шутки (6 фраз) как наименее смешные или остроумные.

Шутки, с обратной корреляцией (4 фразы) оцениваются данными респондентами с точностью наоборот.

Шутки, прямокоррелирующие с данной шкалой, представляют собой рекомендации, инструкции к действиям ("Капли в рот не брать! Надпись на глазных каплях"; "Сразу не стреляй! Поздоровайся сначала!"; "Хочешь вернуться из отпуска позже - предупреди начальника, а хочешь вернуться раньше - предупреди жену" и т.п.). То есть, люди, которым свойственен высокий уровень самоконтроля, более смешными считают шутки, в которых также наблюдается организованность действий.

Большинство "значимых" шуток, обратнокоррелирующих с данной шкалой, объединены использованием эмоциональных оценочных категорий ("Расизм - это как негр. Его не должно быть!"; "Возвращается муж домой внезапно из Интернета…" и т.п.). То есть, люди, которым свойственна импульсивность действий, более смешными считают шутки, в которых наблюдается "вербальная импульсивность".

"СТАБИЛЬНОСТЬ-ТРЕВОЖНОСТЬ"

По данной шкале получено 7 значимых корреляций, среди которых есть как прямые (4 пункта), так и обратные корреляции (3 пункта).

Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "стабильность" чаще других оценивают данные шутки (4 фразы) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "тревожность" чаще других оценивают данные шутки (4 фразы) как наименее смешные или остроумные.

Шутки, с обратной корреляцией (3 фразы) оцениваются данными респондентами с точностью наоборот.

Большинство "значимых" шуток, как прямо, так и обратнокоррелирующих с данной шкалой, представляют собой оценки различных ситуаций и явлений; некие наблюдения, умозаключения, основанные на собственном опыте (прямые: "Если никакого смысла нет в вопросе, - не стоит искать его в ответе"; "Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем"; обратные: "Никто никогда не сплетничает о тайных достоинствах других людей" и т.п.). По всей видимости, тревожные люди чаще других пытаются рационализировать явления окружающей действительности, избавиться от неопределенности, поэтому шутки подобного рода оцениваются ими как более смешные или остроумные.

"ОБУЧАЕМОСТЬ-ИНЕРТНОСТЬ"

По данной шкале получено 15 значимых корреляций, среди которых преобладают обратнокоррелирующие пункты (13 фраз).

Обратные корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "обучаемость" чаще других оценивают данные шутки (13 фраз) как наименее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "инертность" чаще других оценивают данные шутки (13 фраз) как наиболее смешные или остроумные.

Шутки, с прямой корреляцией (2 фразы) оцениваются данными респондентами с точностью наоборот.

"Значимые" шутки, обратнокоррелирующие с данной шкалой, так или иначе связаны темами денег, работы, профессиональной самоактуализации, карьеризма, конкуренции ("Конечно, счастье не зависит от количества денег. Но лучше плакать в лимузине, чем в автобусе"; "Как не работай - всегда найдется козел, который работает меньше, а получает больше"; "В бизнесмене все должно быть прекрасно - и 600-й мерс, и дача на канарах, и контрольный выстрел в голову..."; "Пока семь раз отмеришь - другие уже отрежут!"; "Первым гаишником был Соловей-разбойник. Он сидел у дороги, свистел и грабил").

Шутки, прямокоррелирующие с данной шкалой, носят характер некоторого высмеивания других ("Имел такой склад ума, что хоть сторожа нанимай", "Видеть Вас одно удовольствие, а не видеть - другое").

Наибольшее число пунктов, коррелирующих внешним фактором, приходится на первый фактор индивидуальности - "Экстраверсия" (19 пунктов).

Далее, по убыванию:

пятый фактор "Обучаемость" - 15 пунктов;

третий фактор "Самоконтроль" - 10 пунктов;

второй фактор "Согласие" - 9 пунктов;

четвертый фактор "Стабильность" - 7 пунктов.

Максимальное количество значимых пунктов по данной шкале из всех факторов Большой Пятерки обусловлено тем, что экстравертированные люди более общительны, открыты, предположительно, смеются чаще.

Таким образом, мы подтвердили утверждение о том, что "разные люди смеются над разными вещами", а, следовательно, можем констатировать возможность косвенной диагностики личности.

Это открывает определенные перспективы на дальнейшее совершенствование тестов такого рода, что может привести к тому, что психологическое тестирование из утомительной и длительной процедуры, например, заполнения анкет, содержащих множество похожих вопросов, превратится в, своего рода, развлечение. Ведь, то, над чем мы смеемся, раскрывает в определенной степени суть нашей личности.

Александр Георгиевич Шмелев

Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Лаборатории "Гуманитарные Технологии"