Терпение и «ТРУД» все перетрут. Новый тест для профориентации «синих воротничков» | Статьи | Maintest

Терпение и «ТРУД» все перетрут. Новый тест для профориентации «синих воротничков»

Анна Науменко, журнал "Служба занятости", №5 за 2009г.

Буквально все СМИ сегодня пестрят сообщениями о глобальном финансовом кризисе, прогнозами и советами о том, как выжить в сложившихся условиях, – удержаться на работе или найти новую. Аналитики рассуждают о том, каким специалистам придется тяжелее всего, а какие профессии не потеряют свою актуальность даже в таких тяжелых условиях. По статистике центров занятости, сильнее всех пострадали юристы, специалисты по персоналу, маркетингу, рекламе, пиару. А вот профессионалы, работа которых связана с более насущными потребностями человека (слесари, сантехники, электромонтеры, медсестры, воспитатели, швеи), по-прежнему нужны.

Несложно заметить, что профессии-«везунчики» требуют, как правило, профессионально-технического или среднего специального образования, и это те самые профессии, которые в последнее время были совсем непопулярны. Их нехватка ощущалась уже давно, однако большинство выпускников все равно стремились получить «хоть плохонькое», но высшее образование. Как говорится, нет худа без добра – возможно, благодаря кризису эти «забытые» специальности вернут незаслуженно утраченную популярность и авторитет, а пострадавшие от кризиса бухгалтеры и юристы «средней» руки смогут успешно переориентироваться.

В профориентации своих клиентов специалистам центров занятости может помочь тестовый комплекс «ТРУД», разработанный Лабораторией «Гуманитарные Технологии» специально для диагностики профессионального потенциала взрослых людей, планирующих работу по профессиям среднего образования.

Методика «ТРУД» позволяет:

  • Определить профессии на базе среднего образования, которые наиболее соответствуют интересам, способностям и личностным качествам тестируемого.
  • Определить направления дополнительного обучения или переквалификации тестируемого по направлениям среднего образования.
  • В апробации тестового комплекса нам помогли 13 центров занятости населения, которые в общей сложности предоставили результаты тестирования 192 человек. Мы благодарим за помощь сотрудников:

    Агентства по занятости населения Астраханской области ЦЗН Камызякского района
    Комитета РСО - Алания по занятости населения

    Департамента по Труду и Занятости населения администрации Владимирской области
  • ГУ ЦЗН г. Владимира

  • ГУ ЦЗН г. Гусь Хрустальный

  • ГУ ЦЗН г. Коврова

  • ГУ ЦЗН г. Мурома

  • Управления Государственной службы занятости населения (УГСЗН) Ростовской области
  • ГУ ЦЗН г. Таганрога

  • ГУ ЦЗН г. Ростова-на -Дону

  • ГУ ЦЗН г. Новочеркасска

  • Управления Государственной службы занятости населения (УГСЗН) Ульяновской области
  • ЦЗН Ленинского района г. Ульяновска,

  • ЦЗН Засвияжского района г.Ульяновска

  • ЦЗН Заволжского р-на г. Ульяновска

  • ЦЗН Железнодорожного р-на г. Ульяновска

  • ОГУ ЦЗН Сенгилеевского района

  • ***

    По мнению психологов труда, основу выбора профессии, конкретной работы или места работы составляют три кита – «хочу» (желания, интересы), «могу» (возможности, способности), «надо» (требования профессии, рынка труда). На исследование этих компонентов и направлена методика «ТРУД» (см. рис. 1).



    Рис. 1. ТРУД: результаты тестирования (испытуемый: женщина, 25 лет)

    Методика включает в себя 121 вопрос. Время тестирования составляет около 40-50 минут.

    ХОЧУ

    «Хочу» - это желания человека, его интересы, то, чем ему бы хотелось заниматься в идеале. Если желания человека не реализуются в работе, ему приходится в гораздо большей степени себя заставлять, принуждать, и в итоге менее эффективно работать. Более того, именно интересы человека в первую очередь определяют успешность человека в той или иной области: в интересной для себя сфере человек быстрее обучается, развивается и профессионально растет, и его способности «догоняют» интересы. Диагностике этой сферы посвящен первый блок теста «ТРУД». Он включает в себя 8 шкал:

  • Техника – интерес к управлению, наладке, ремонту или сборке технических устройств (станки, конвейеры, приборы, сложные машины и установки и др.).
  • Красота – интерес к созданию красивых образов, предметов (прически, одежда, обувь украшения, предметы интерьера); потребность в эстетическом удовольствии от работы.
  • Информация – интерес к работе с информацией, представленной в виде текста, цифр или других знаков (оформление, хранение, учет документов).
  • Природа – интерес к работе на свежем воздухе, с животными, растениями или объектами неживой природы (минералами, полезными ископаемыми).
  • Помощь людям – интерес к работе, позволяющей поддерживать других людей, ухаживать за больными, помогать другим словом и делом.
  • Деньги – заинтересованность в финансовом вопросе, интерес к дополнительному заработку, к прогрессивной оплате труда.
  • Физическая активность – интерес к активной работе, требующей сил и физической выносливости, а также зачастую связанной с риском.
  • Ручной труд – интерес к практическому результату труда, нацеленность на создание или ремонт каких-то объектов своими руками.

  • В каждом задании блока «Интересы» испытуемому предлагают выбрать, какое из двух занятий понравилось бы ему/ей больше всего:

    Мне бы больше понравилось:
    1. проверять, правильно ли заполнены документы, сверять данные,
    2. делать ремонт в доме своими силами.
    Мне бы больше понравилось:
    1. осознавать, что мой труд помогает конкретным людям,
    2. реализовывать себя в прикладном творчестве, искусстве

    МОГУ

    «Мы выбираем, нас выбирают – как это часто не совпадает». К сожалению, нередко наши профессиональные желания не совпадают с нашими возможностями, поэтому для совершения правильного профессионального выбора недостаточно учета одних только интересов. В тесте «ТРУД» под диагностикой возможностей мы понимаем анализ интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы – блоки «Способности» и «Личность».

    Способности

    Большинство профессий среднего специального и профессионально-технического образования не предъявляют особых требований к структуре интеллекта, поэтому по сравнению с методиками для «белых воротничков» в тесте «ТРУД» интеллектуальный блок представлен в сокращенном виде и включает всего 1 шкалу:

  • Внимание – способность к мобилизации собственных интеллектуальных ресурсов, концентрации внимания, сосредоточенной работе.

  • В настоящее время работа над тестом продолжается, и во второй версии в блок «Способности» будет включена шкала «Механический интеллект» для диагностики моторной координации, способности к ручной работе, в том числе связанной с использованием инструментов; интуитивного понимания базовых принципов физики и механики; а также обучаемости в выполнении серии задач с возрастающим уровнем трудности. В традиционных методиках опросного типа технически нет возможности диагностировать эти важные компоненты профессиональной готовности, поэтому специально для теста «ТРУД» Лаборатория разрабатывает данный субтест на уникальном диагностическом материале.

    Это небольшая игра, в ходе которой на экране компьютера предъявляется две изогнутые проволоки – образец и «сырой материал». Задача тестируемого – за отведенное время с помощью «молотка» выгнуть сырой материал по образцу (рис. 2). Для начала предлагается решить несколько тренировочных, а затем 12 основных заданий. Этот игровой субтест респонденты обычно выполняют с большим энтузиазмом и интересом.



    Рис. 2. Пример задания субтеста «Механический интеллект»

    Компьютер фиксирует различные параметры решения (время, точность, количество правильно решенных заданий). На основе измеренных показателей скорости и точности можно не только составить прогноз успешности в области ручного труда, но и определить стиль решения механических задач («быстрый и точный», «быстрый и неточный», «медленный и точный», «медленный и неточный»). Когнитивный стиль следует учитывать при отборе на вакансии, требующие скорее скоростного выполнения работ (оператор на конвейере), либо скорее точности выполнения (наладчик аппаратуры).

    Несмотря на внешнюю простоту, выполнение заданий субтеста «Механический интеллект» требует от респондентов не только наличия или отсутствия моторных навыков, но также и определенного уровня физического здоровья. В частности, диагностируется сохранность некоторых компонентов нервной системы, которые могут быть повреждены вследствие систематического употребления алкоголя.

    Личность

    Большинство исследователей согласны с тем, что существует всего 5 основных факторов, которые объединяют более частные (мелкие) черты личности. Эти 5 факторов были выделены в работах психологов различных стран мира и считаются универсальными для всех людей. Все они диагностируются в блоке «Личность» теста «ТРУД»:

  • Активность – высокие баллы указывают на энергичность, общительность, уверенность в себе; низкие – на сдержанность, замкнутость, пассивность.
  • Дружелюбие – эта шкала характеризует стиль межличностного взаимодействия; высокие баллы говорят о склонности к сотрудничеству, совместной командной работе; низкие – о стремлении к самостоятельности, желании полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми.
  • Самоконтроль – высокие показатели говорят о пунктуальности, последовательности, умении следовать правилам, стандартам; низкие – о непоследовательности, импульсивности, нежелании действовать по правилам, планомерно.
  • Стабильность – эта шкала отражает эмоциональную устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям; высокие баллы говорят о спокойствии, выносливости, стрессоустойчивости; низкие – об эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищенности.
  • Новаторство – высокие баллы говорят о любознательности, увлеченности, открытости новому опыту, ориентации на преобразование; низкие – о консерватизме, прагматической направленности, традиционализме.

  • Задания из блока «Личность» достаточно необычны для опросников и представлены пословицами и поговорками, с которыми испытуемого просят согласиться или не согласиться. Например, «Как волка не корми, он все в лес смотрит», «Поспешишь – людей насмешишь», «Обещать – не значит жениться». Обычно работа с таким фольклорным материалом идет проще и легче, чем с более «психологичными» утверждениями вроде «Друзья считают меня задорным и заводным», «Если бы я мог, я бы изменил в себе все». Кроме того, подобная косвенная диагностика позволяет снизить эффект социальной желательности и делает необязательным включение в тест специальной шкалы для определения искренности респондента.

    НАДО

    «Надо» – это требования профессии и рынка труда. Требования профессии – это уровень выраженности интересов, способностей и личностных качеств, который необходим для успешного освоения и работы по той или иной специальности. В методике «ТРУД» заложены идеальные профили различных профессий. Компьютерная программа сравнивает данные испытуемого с «идеальными» и выводит список профессий, которые наиболее подходят испытуемому, а также коэффициент сходства для каждой профессии от 0 до 1 (показатель того, насколько человек соответствует той или иной специальности). Пример списка профессий, который выдает программа по результатам тестирования, приведен в табл.1.

    Название профиля Коэфф. сходства
    Машинист, водитель спецтехники (крана, погрузчика, асфальтоукладчика) Управляет тихоходным транспортным средствам, выполняющим специализированные функции: погрузку-разгрузку материалов, уборку мусора/снега, укладку асфальта и т.п. Производит техобслуживание машины. 0,86
    Сварщик: газо- и электросварщик Соединяет (сваривает) элементы металлоконструкций, трубопроводы, детали машин и механизмов с помощью сварочного аппарата. Налаживает сварочное оборудование, устанавливает требуемый режим сварки, осуществляет зрительный контроль швов. 0,84
    Стропальщик Выполняет обвязку, зацепку и отцепку простых изделий, деталей, лесоматериалов и других аналогичных грузов для их подъема, перемещения и укладки. Выбирает необходимые стропы в соответствии с массой и размером перемещаемого груза, взаимодействует с крановщиком. Складирует груз. 0,84
    Водитель грузового автотранспорта (кат.С) Осуществляет управление автотранспортными средствами, перевозящими разного рода грузы. Обязан знать и неукоснительно выполнять требования правил дорожного движения, иметь представление об устройстве автотранспортного средства, быть внимательным на дороге. 0,82
    Оператор автоматических линий, станков, машин Непосредственно контролирует работу оборудования, которое автоматически изготавливает продукт производства. Отвечает за загрузку заготовок, уборку отходов, снятие готовых деталей. 0,8
    Изготовитель пищевых полуфабрикатов Рабочий предприятия общественного питания. Выполняет множество операций по первичной обработке сырья (мяса, птицы, рыбы, овощей, фруктов и т.д.), готовит тесто, формует изделия. Работа преимущественно женская. 0,78
    Печатник Печатает полиграфическую продукцию на печатных машинах различного типа. Готовит форму для печати, устанавливает на печатную машину, выставляет нужный формат для бумаги и делает оттиски (кладет и вынимает бумагу). Выполняет мелкий ремонт печатного оборудования. 0,78
    Табл. 1. Список профессий, наиболее соответствующих результатам испытуемого.

    Как мы уже упомянули выше, кроме требований профессии, есть еще условия рынка труда, которые необходимо учитывать - одни специальности более востребованы, других профессионалов нужно меньше. Давно уже стала клише фраза о том, что требования рынка труда динамично меняются, но иногда, как показывает разворачивающийся кризис, даже сложно представить, насколько динамично они могут меняться. В этой связи данный аспект невозможно учесть в методике раз и навсегда – для анализа «рыночных» вопросов, в частности для соотнесения данных консультируемого с тенденциями рынка занятости, необходим грамотный, хорошо осведомленный профконсультант, умеющий понимать и интерпретировать результаты тестирования, сопоставлять результаты разных блоков теста (способностей и интересов человека) с требованиями рынка.

    Например, сочетание повышенного интереса к деньгам, высоких баллов по шкалам «Активность» и «Стабильность» может говорить о том, что перед консультантом человек, чрезвычайно заинтересованный в высоком заработке, уверенный в себе, способный работать в течение длительного времени, а также выдерживать высокие эмоциональные нагрузки. Если данные тестирования не противоречат результатам беседы, такому человеку в качестве одного из вариантов можно посоветовать профессию менеджера, либо самостоятельную предпринимательскую деятельность.

    Сочетание низких результатов по личностным шкалам «Самоконтроль» и «Стабильность» косвенно указывают на творческий склад натуры. Это предположение подтверждается в случае выраженного интереса респондента к сфере красоты. В таком случае с человеком можно обсуждать весь спектр профессий, связанных с творческим самовыражением и не требующих чрезмерной организованности и пунктуальности (парикмахер, визажист, мастер маникюра, флорист и др.).

    СИНИЕ, БЕЛЫЕ, КРАСНЫЕ…

    В заключение хотелось бы остановиться на том, чем отличается данный тест для «синих воротничков» от более традиционных профориентационных методик, нацеленных на студентов вузов или людей с высшим образованием.

  • Нормы для теста «ТРУД» получены на профессионалах со средним специальным или профессионально-техническим образованием (в апробации теста приняли участие 13 центров занятости из Астраханской области, Владимира и Владимирской области, Ростова-на-Дону и Ростовской области, Ульяновска и Ульяновской области).
  • Список профессий, заложенный в программу, включает в себя наиболее популярные специальности и группы специальностей из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. В списке учтены наиболее частые вакансии для людей без высшего образования (анализ Интернет-сайтов по поиску работы), а также специальности, которые центры занятости предлагают для обучения (переквалификации).
  • В состав блока «Способности» войдет субтест «Механический интеллект», позволяющий определить способность испытуемого к ручной работе, механическому труду.
  • Мы сделали все для облегчения и упрощения процедуры тестирования – использовали максимально конкретные описания в блоке «Интересы», сократили блок «Способности», использовали пословицы и поговорки в блоке «Личность».
  • Анна Науменко

    Лаборатория "Гуманитарные Технологии"