ТРУД – комплексная оценка лиц со средним образованием

Тест «Труд» («Труд-М») разработан с целью диагностики профессионального потенциала лиц, имеющих среднее или среднее специальное образование. Комплекс совмещает:

  • диагностику мотивационной сферы, личностных качеств, внимания, а также сенсомоторного интеллекта (данный фактор оценивается с помощью специального игрового блока, разработанного при участии А. Л. Пажитнова, автора широко известной компьютерной игры ТЕТРИС);
  • анализ потенциала профессиональной деятельности (рассматриваются рабочие специальности и должности служащих).

Таким образом, методика «ТРУД — М» позволяет:

  • Определить профессии на базе среднего образования, которые наиболее соответствуют интересам, способностям и личностным качествам тестируемого.
  • Определить направления дополнительного обучения или переквалификации тестируемого по направлениям среднего образования.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. отбор и подбор персонала на рабочие специальности и должности служащих;
  2. профориентационная работа со взрослыми людьми, имеющими среднее или среднее специальное образование.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Тест состоит из опросника (143 вопроса). В модификации «ТРУД-М» дополнительно предлагается и имитационная игра. Тест подразделяется на четыре смысловых блока:

1. ИНТЕРЕСЫ — блок из 49 парных сравнений для оценки профессиональной мотивации по 8-ми факторам:

  • Техника — интерес к управлению, наладке, ремонту или сборке технических устройств (станки, конвейеры, приборы, сложные машины и установки и др.);
  • Красота — интерес к созданию красивых образов, предметов (прически, одежда, обувь украшения, предметы интерьера); потребность в эстетическом удовольствии от работы;
  • Ручной труд — интерес к практическому результату труда, нацеленность на создание или ремонт каких-либо объектов своими руками;
  • Информация — интерес к работе с информацией, представленной в виде текста, цифр или других знаков (оформление, хранение, учет документов);
  • Природа — интерес к работе на свежем воздухе, с животными, растениями;
  • Помощь людям — интерес к работе, позволяющей помогать и заботиться о других людях;
  • Деньги — заинтересованность в финансовом вопросе, интерес к дополнительному заработку, к прогрессивной оплате труда;
  • Физическая активность — интерес к активной работе, требующей сил и физической выносливости, а также зачастую связанной с риском.

Пример задания для блока "Интересы" (тест ТРУД).

2. ИНТЕЛЛЕКТ — блок из 12 вопросов на одну шкалу «Внимание» для диагностики такого важного фактора интеллекта, как способность концентрировать и удерживать внимание. Это связано с готовностью к выполнению монотонной деятельности, стрессоустойчивостью, развитием навыков самоконтроля и с обучаемостью. Предъявляются специально адаптированные по уровню сложности задания.

3. ХАРАКТЕР — третий блок состоит из 81 вопроса. Данный блок предназначен для диагностики уровня выраженности пяти так называемых «больших» факторов темперамента и характера. Название «Большая пятерка» они получили в 60-80-е годы в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований, проведенных независимыми специалистами из разных стран. Одной из таких работ было опубликованное в 90-е годы исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное научным руководителем Лаборатории «Гуманитарные Технологии» А.Г.Шмелевым и В.И.Похилько. Исследования подтвердили, что пяти факторов достаточно для построения полноценного психологического портрета личности. Шкалы тестового блока представляют собой точное воспроизведение факторов «Большой Пятерки»:

  • Экстраверсия — Интроверсия (высокий полюс фактора — общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий — сдержанность, замкнутость)
  • Согласие — Независимость (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия; высокий полюс — склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени — ведомость; низкий — тенденция полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности — враждебность)
  • Самоконтроль — Импульсивность (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как пунктуальность, последовательность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень — педантизм; низкие — ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени — гибкость моральных суждений и хаотичность)
  • Эмоциональная стабильность — Тревожность (эта шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям, спокойствие, стабильность, уверенность в себе — на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищенности — на низком)
  • Новаторство-Консерватизм (эта шкала показывает любознательность, увлеченность, открытость новому опыту, ориентацию на преобразование — на высоком полюсе; и консерватизм, прагматическую направленность, традиционализм, ориентацию на сохранение — на низком)


Пример задания для блока "Характер" (тест ТРУД).

4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ (только для модификации «ТРУД — М», поставляется только в программной оболочке Maintest4, оффлайн) — диагностический блок реализован в виде имитационной игры, в которой моделируется деятельность по выковыванию из заготовки (прутка) изделия на основе имеющегося образца (методика "Молоток"). Респонденту предлагается выполнить 4 серии игры: две тренировочных и две контрольных. По итогам игры диагностируется уровень развития сенсомоторных способностей респондента, зрительно-пространственной координации. Эти качества важны в работе, связанной с управлением механизмами, ремонтными работами, в различных видах ручного труда.


Пример задания для блока "Специальные способности" (тест ТРУД-М).

Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, на выполнение второго блока отводится 10 минут (а на каждый вопрос — не более 70 секунд), четвертый (игровой) блок также проходит в условиях временных ограничений (1-2 минуты на каждую попытку — в зависимости от сложности задания).

Поскольку в данной методике отчет строится на основании комплексного анализа результатов всех четырех блоков, поблочное тестирование (по отдельным выбранным блокам) невозможно.

Тестирование занимает около часа.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Отчет представляет собой исчерпывающую информацию о респонденте по четырем блокам теста, а также списки профессий, наиболее подходящих респонденту (всего в базе более 130 специальностей) с комментариями, раскрывающими содержание деятельности представителей подходящих профессий.

Существует два вида отчета:

для респондента (ориентирована на обратную связь для тестируемого, содержит краткое и понятное описание результатов, к каждой профессии из списка рекомендуемых предлагается краткое описание);
для специалиста (содержит более строгий отчет о полученных результатах для специалистов, проводящих тестирование, психологов).

Показатели по отдельным шкалам образуют так называемый факторный профиль, являющийся, по сути, индивидуальным психологическим портретом. Факторный профиль сравнивается с «идеальными» профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм. Результаты сравнения представляются в виде списка наиболее близких по профилю профессий с соответствующими коэффициентами сходства (максимальный коэффициент — 1 — означает полное, 100% совпадение).

Список профессий, заложенный в программу, включает в себя:

  • наиболее популярные специальности и группы специальностей из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • наиболее популярные вакансии для людей без высшего образования (по результатам проведенного анализа Интернет-сайтов по поиску работы);
  • специальности, которые центры занятости предлагают для обучения (переквалификации);
  • некоторые варианты самозанятости.

В настройках к тесту есть возможность выбрать одну из трех систем сходных профилей: «все профессии», «профессии для мужчин» и «профессии для женщин».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Методика была создана в 2008-2009 гг. сотрудниками Лаборатории «Гуманитарные Технологии» под руководством А.Г. Шмелева. В 2011 году выпущена третья версия теста: блок косвенной диагностики личностных черт («Поговорки») был заменен на традиционный прямой опросник, список профессий приведен в соответствие с современной ситуацией, а также разделен на два перечня — в соответствии с полом. Было изменено содержание шкалы Физическая активность: удалены вопросы, связанные с деятельностью в экстремальных условиях, оставлен лишь компонент тяжелого физического труда. Был проведен статистический анализ, подтвердивший работоспособность новой версии.

В 2010 году была создана модификация теста, получившая название ТРУД-М. Для диагностики сенсомоторных способностей в методику был интегрирован имитационный тест «Молоток». Сценарий данного игрового теста был разработан автором известной игры «ТЕТРИС» А.Л. Пажитновым. Психометрический анализ и адаптация тестового блока «Специальные способности» выполнена И. Н. Осадчим. В 2010 году было проведено исследование, показавшее высокую конвергентную валидность методики «Молоток». Фактор «Сенсомоторика», оказался связан с фактором «Внимание» с коэффициентом корреляции 0,33, соответствующим уровню значимости p=0,05.

Нормы для теста «ТРУД» получены на профессионалах со средним специальным или профессионально-техническим образованием. В апробации тестового комплекса нам помогли 13 центров занятости населения, которые в общей сложности предоставили результаты тестирования 192 человек. Мы хотим поблагодарить за помощь сотрудников:

  • Агентства по занятости населения Астраханской области ЦЗН Камызякского района
  • Комитета РСО — Алания по занятости населения
  • Департамента по Труду и Занятости населения администрации Владимирской области
    • ГУ ЦЗН г. Владимира
    • ГУ ЦЗН г. Гусь Хрустальный
    • ГУ ЦЗН г. Коврова
    • ГУ ЦЗН г. Мурома
  • Управления Государственной службы занятости населения (УГСЗН) Ростовской области
    • ГУ ЦЗН г. Таганрога
    • ГУ ЦЗН г. Ростова-на -Дону
    • ГУ ЦЗН г. Новочеркасска
  • Управления Государственной службы занятости населения (УГСЗН) Ульяновской области
    • ЦЗН Ленинского района г. Ульяновска,
    • ЦЗН Засвияжского района г.Ульяновска
    • ЦЗН Заволжского р-на г. Ульяновска
    • ЦЗН Железнодорожного р-на г. Ульяновска
    • ОГУ ЦЗН Сенгилеевского района

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Надежность теста как средства измерения определяется низкой вероятностью ошибок измерения тестовых баллов и тем, в какой мере результаты измерений воспроизводятся при многократном использовании теста по отношению к данной группе испытуемых. Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.

Шкала теста Коэффициент Альфа-Кронбаха
Техника 0,83
Красота 0,8
Ручной труд 0,64
Информация 0,85
Природа 0,65
Помощь людям 0,73
Деньги 0,77
Физическая активность 0,7
Внимание 0,66
Экстраверсия — Интроверсия 0,72
Согласие — Независимость 0,64
Самоконтроль — Импульсивность 0,69
Эмоциональная стабильность — Тревожность 0,7
Новаторство-Консерватизм 0,6
Сенсомоторика 0,81

В качестве критерия внешней валидности рассматривалась связь между тестовыми баллами и профессиональными особенностями респондентов. К последним мы отнесли структуру интересов, самооценку профессиональной успешности в различных сферах и информацию об основном содержании занимаемой в данный момент должности.

Коэффициенты корреляции, измеряющие связь самооценки структуры интересов и тестового балла по шкалам методики «ТРУД», варьируют от 0,5 до 0,7, что соответствует уровню значимости p=0,001.

Сравнение тестовых баллов с самооценкой эффективности профессиональной деятельности в различных сферах (список таких сфер был сформирован в соответствии с классификацией по предмету труда, предложенной Е.А. Климовым) показало наличие большого количества содержательно интерпретируемых значимых связей. Полученные данные приводим ниже. Коэффициенты, отмеченные +++, соответствуют уровню значимости р 0,001; ++ соответствуют 0,05, + соответствуют 0,1.

Высокая самооценка эффективности при ... Техника Красота Р. труд Информ. Природа Помощь Деньги Физ. акт.
... работе с людьми -0,22 +++ -14 +++ 0,40 +++
... работе с техникой 0,54 +++ -0,26 +++ -0,29 +++ 0,13 ++
... работе документами -0,19 +++ -0,16 +++ 0,44 +++ -0,22 +++ -0,13 ++
... работе с художественными образами -0,23 +++ 0,48 +++ 0,15 +++ -0,19 +++ -0,17 +++ -0,11 ++
... работе объектами природы -0,14 +++ 0,12 ++ 0,13 ++ -0,21 +++ 0,42 +++ -0,16 +++

Помимо самооценки интересов и успешности, респондентам предлагалось указать, в чем, в большей степени, заключается их работа. Величины связи тестовых баллов с содержанием типичных профессиональных задач респондентов оказались несколько ниже, однако также являются статистически достоверными.

Содержание профессиональной деятельности Техника Красота Р. труд Информ. Природа Помощь Деньги Физ. акт.
Работа с документами (оформление, ведение, хранение) -0,14 +++ 0,27 +++ -0,16 +++ -0,10 +
Продвижение -0,11 ++ 0,12 ++
Принятие решений 0,13 ++
Обеспечение процесса -0,12 ++ -0,12 ++
Поддержка -0,11 + 0,23 +++
Контроль, аудит -0,10 + -0,8 + 0,11 ++ -0,11 + 0,9 +
Производство 0,22 +++ -0,14 +++ -0,16 +++ 0,12 ++

Полученные данные свидетельствуют о высокой внешней валидности методики и ее высоком прогностическом потенциале.

ПУБЛИКАЦИИ




Арсений Белорусец

Специалист департамента R&D Лаборатории «Гуманитарные Технологии»