— Методика ТИПС является мощным инструментом диагностики интеллекта в различных сферах: вербальные, математические, технические, аналитические способности. Тест позволяет провести комплексную оценку интеллектуальной работоспособности кандидата примерно за 40 минут. Трехкратный банк заданий практически исключает возможность фальсификации ответов. Предназначен для оценки кандидатов на позиции уровня специалистов и управленцев различных сфер деятельности.

ТИПС - Тест интеллектуального потенциала


Тест для диагностики структуры интеллектуальных способностей взрослых людей и оценки общего уровня интеллекта.

ТИПС-9, подобно тестам Д. Векслера, Р. Амтхауэра, позволяет соотнести степень развития различных компонентов (или факторов) общего интеллекта. Данная методика позволяет выявить не только наличный уровень интеллектуальных способностей (гуманитарный и технический индексы интеллекта), но и потенциал человека (логические способности, внимание, обучаемость).

Использование в ТИПС-9 расширенного банка заданий значительно снижает риск распространения информации о заданиях теста и правильных ответах, что позволяет применять ТИПС-9 для проведения массовых обследований в организации.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  • Комплексная диагностика интеллекта.
  • Отбор специалистов на должности, которые требуют высокого уровня развития различных интеллектуальных способностей.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Методика включает следующие факторы:

  • «вычисления» (математический интеллект, видение закономерностей в числовых рядах)
  • «лексика» (активный словарный запас)
  • «эрудиция» (широта кругозора)
  • «пространственное мышление» (способность работать с наглядно представленной информацией: графиками, чертежами, схемами)
  • «невербальная логика» (общие способности к анализу абстрактной информации, сравнению, обобщению, абстрагированию)
  • «вербальная логика» (способность к анализу текстовой информации)
  • «обработка информации» (способность обрабатывать числовую и текстовую информацию, текущая умственная работоспособность)
  • «общий балл» (средний балл по всем шкалам).

При прохождении теста ТИПС-9 респонденту предъявляется 84 задания (из общего банка заданий размером в 231 вопрос). Время на каждое задание теста ограничено — от 50 до 70 сек., в зависимости от тематического блока теста. Кроме того, свои временные ограничения (от 5 до 7 минут) установлены отдельно на каждый тематический блок. Контроль времени выполнения теста в методике ведется автоматически.

Пример (аналог) тестового задания для теста ТИПС-9.

Больше примеров заданий теста ТИПС-9 для разных шкал Вы можете увидеть здесь. Обратите внимание: по ссылке расположен не тест, а лишь примеры заданий для ознакомления с процедурой тестирования - Ваши ответы нигде не учитываются и не подсчитывается результат. Представленных в открытом доступе заданий нет в реальном тесте ТИПС-9 - они являются лишь аналогами существующих.

В методике реализована возможность тестирования и по отдельным тематическим блокам теста. Тест ТИПС-9 имеет встроенную функцию поблочного тестирования. Это означает, что кандидата по умолчанию можно протестировать по всем блокам теста, а можно измерить только интересующие способности (например, «Вычисления» и «Обработка информации»).

Возможность бланкового тестирования отсутствует.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В методике представлено два вида отчета:

для респондента
бизнес-отчет

Бизнес-интерпретация не просто констатирует развитие той или иной сферы способностей, но и предоставляет информацию о том, для каких сфер профессиональной деятельности данный уровень развития способностей респондента является плюсом, а для каких — противопоказанием к успешной самореализации.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

При создании первых версий теста «ТИПС» использован банк заданий, прошедших с 1997 по 2001 гг. апробацию на 6000 абитуриентах и на взрослых в рамках программы Всероссийского образовательного тестирования «Телетестинг», а также в ходе профориентационного тестирования.

Дополнительная психометрическая адаптация «ТИПС» как целостного теста была произведена в 2003-2004 гг. (выборка — 150 взрослых испытуемых — сотрудников ряда московских компаний). По результатам психометрического анализа была создана версия «ТИПС-5», оптимизирующая задания по уровню трудности и корреляции с суммарным баллом по каждой шкале. Кроме того, в «ТИПС-5» тестовые задания были разбиты на 6 блоков, работа с каждым из которых имеет свое ограничение по времени.

В 2007г. была выпущена версия теста ТИП-3 с реализованным адаптивным тестированием. ТИП-3 был построен на основе анализа свыше 1300 протоколов испытуемых и обладал банком в 450 заданий.

В 2009-2010гг. была создана версия ТИПС-8 на базе заданий, отобранных из банка теста ТИП-3. Выбранные задания обладают средней трудностью и высокой дискриминативностью.

В версии ТИПС-9, созданной в декабре 2010г., шкала «Зрительная логика» заменена двумя новыми шкалами «Пространственное мышление» и «Невербальная логика».

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Тестовые нормы ТИПС-9 обновлены в 2012 году на выборке из 896 человек. Характеристики выборки: кандидаты и сотрудники различных организаций, которые проходили тестирование в рамках отбора и оценки персонала. Возраст: от 20 до 56 лет (медиана — 27 лет). Пол: 446 мужчин, 450 женщин.

Показатели внутренней валидности теста:

Шкала теста Среднее значение корреляции вопросов со шкалой
Вычисления 0,35
Лексика 0,39
Эрудиция 0,42
Пространственное мышление 0,35
Невербальная логика 0,33
Вербальная логика 0,37
Обработка информации 0,41

При данном объеме выборки значимым является коэффициент корреляции больше 0,11 на уровне p<=0,05. Следовательно, можно увидеть, что вопросы из всех шкал теста обладают необходимыми параметрами внутренней валидности.

ОТЗЫВЫ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОБУЧЕНИЕ

Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.




Виталий Алтухов

Ведущий эксперт департамента R&D Лаборатории «Гуманитарные Технологии»