Оптимальный баланс между временем тестирования и объемом получаемой информации о характере и личности человека. Именно этот тест позволяет удовлетворить столь частый запрос наших клиентов, а именно в числе прочего оценить выраженность моральных качеств.

11 ЛФ

Тест для дифференцированной диагностики 11 Личностных Факторов - черт характера и темперамента.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тест «11ЛФ» предназначен для оценки личностных качеств взрослых людей. В своей основе методика опирается на пять так называемых «больших» факторов темперамента и характера, но при этом является более детализированной альтернативой тесту Большая пятерка. За счет применения ипсативной технологии достигается максимальная экономия времени тестирования и защита от искажений результатов по причине социальной желательности.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Массовый подбор
  2. Оценка специалистов
  3. Формирование кадрового резерва

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Тест состоит из 93 кратких заданий, в каждом из которых респондент должен выбрать одно из двух предъявленных утверждений. Некоторые утверждения описывают типичные для респондента способы поведения и реагирования, другие представляют собой пословицы и поговорки, с которыми респондент может согласиться или не согласиться.


Пример задания для теста 11ЛФ.

Данная методика создана по особой методологии. В ней предъявляются так называемые ипсативные вопросы, в которых респонденту приходится совершать вынужденный выбор между двумя альтернативами. Определенная искусственность состоит в том, что ни одна из альтернатив может не отражать истинных пристрастий испытуемого. Тем не менее шкалы, сконструированные по ипсативному принципу, позволяют эффективно преодолевать тенденцию испытуемых давать социально желательные ответы, так как оба суждения, включенные в вопрос, специально подобраны так, что уравновешены по предварительно установленному уровню «социальной желательности». Ипсативная технология позволяет сократить время тестирования почти вдвое по сравнению с традиционными опросниками.

Краткое описание шкал теста:

  • Замкнутость (сдержанность в общении) — Общительность (активная позиция в общении, контактность);
  • Пассивность (неуверенность в своих силах, нерешительность) — Активность (энергичность, инициативность, решительность);
  • Недоверчивость (строгость, жесткость) — Дружелюбие (отзывчивость, готовность сопереживать);
  • Независимость (самостоятельность, стремление к самоутверждению и доминированию) — Конформизм (значимость мнения других, стремление быть принятым группой, готовность уступить);
  • Моральная гибкость (свобода от моральных норм, ориентация на личную выгоду) — Моральность (стремление придерживаться моральных, нравственных норм);
  • Импульсивность (гибкость, непоседливость) — Организованность (дисциплинированность, точность, аккуратность, стремление следовать планам);
  • Тревожность (осторожность, склонность к страхам) — Уравновешенность (спокойствие, стрессоустойчивость, психическая выносливость);
  • Сензитивность (эстетический взгляд на вещи, чувствительность к красоте, оттенкам в отношениях) — Нечувствительность (функциональный взгляд на вещи, практичность, прямолинейность);
  • Интеллектуальная сдержанность (избирательность в отношении новой информации) — Любознательность (открытость новым знаниям, информации, готовность учиться новому);
  • Традиционность (ориентация на сохранение и поддержание традиций, классических решений) — Оригинальность (потребность выделяться из общей массы, стремление ко всему необычному);
  • Конкретность (сенсорный тип восприятия и переработки информации, точность в деталях) — Абстрактность (интуитивный тип восприятия и переработки информации, стремление выделять главное).
Краткое описание шкал специального отчета "Потенциал в продажах":

Потенциал:

  • "эффективность в продажах" (прогноз общего потенциала успешности респондента)
  • Стилевые особенности:

    • "ответственность" (способность ответственно подходить к процессу продаж);
    • "предприимчивость" (направленность на извлечение выгоды);
    • "клиенториентированность" (направленность на клиента);
    • "влияние" (способность "управлять" клиентом, находить с ним контакт);
    • "ассертивность" (способность сохранять эмоциональное равновесие, позитивность).

    Необходимо отметить, что именно значения по шкале "эффективность продаж" являются ключевыми для принятия о пригодности того или иного кандидата к деятельности, связанной с продажами. В первую очередь стоит обращать внимание на зону "низких" значений, попадание в которую означает высокую вероятность неэффективности конкретного кандидата в данной работе.

    Вторая группа шкал отражает свойственные респонденту стилевые особенности ведения продаж, которые могут быть приоритетны для определенных компаний, стиля и типа продаж (активные/пассивные, B2B/B2C) и т.п.

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

    В тесте "11ЛФ" реализовано два отчета - традиционный отчет по тесту 11ЛФ и "Потенциал в продажах".

    Традиционный отчет 11ЛФ содержит результаты по основным шкалам методики, а также рейтинг рекомендуемых на основании профиля личности видов рабочей деятельности с их краткими описаниями, а также уникальный блок развития, в котором собраны индивидуальные рекомендации респонденту по повышению уровня удовлетворенности своей жизнью. Данный отчет может быть использован для различных целей и задач диагностики, оценки и развития. 

    В отчете "Потенциал в продажах" представлены результаты респондента в проекции на шкалы эффективности и стилевых особенностей в продажах, а также рекомендации по применению потенциала в различных видах и типах продаж. Данный отчет рекомендуется к использованию в случае оценки и отбора на позиции в сфере продаж и работы с клиентами. Основная задача тестирования - не выявление групп самых "лучших" сотрудников, а "отсеивание" кандидатов, которые либо явно не пригодны к продажам и работе с клиентами, либо могут испытывать существенные сложности в этой деятельности. Поэтому, с точки зрения кадровых решений, наиболее диагностичными являются зоны "низких" результатов по значениям прогноза эффективности (шкала "Эффективность в продажах"), позволяющие прогнозировать более низкую эффективность в продажах по сравнению с теми кандидатами, которые попадают в зону "высоких" результатов по значением прогноза эффективности.

    Результаты теста представлены в виде графического профиля, указывающего значения факторов и текстовых пофакторных интерпретаций.

    Помимо этих традиционных форматов представления данных, в данной методике реализован также вывод рейтинга рекомендуемых на основании профиля личности видов рабочей деятельности с их краткими описаниями, а также уникальный блок развития, в котором собраны индивидуальные рекомендации респонденту по повышению уровня удовлетворенности своей жизнью.

    Примеры результатов:

    • скачать в формате PDF, "11ЛФ: для специалиста";
    • скачать в формате PDF, "11ЛФ: для респондента";
    • скачать в формате PDF, "Потенциал в продажах: для специалиста".
    • скачать в формате PDF, "Потенциал в продажах: для респондента".

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

    Тест «11ЛФ» был выпущен в 2011г. Авторы разработки: Бардина О. Н., Преснова Т. А..

    Работа над тестом была многоэтапной. В декабре 2010г. была создана первая исследовательская версия теста в виде традиционного тест-опросника. По результатам анализа тестовых пунктов, проведенного на выборке объемом 427 человек, были отобраны работоспособные тестовые задания. Для первой исследовательской версии были получены высокие значения надежности нового набора шкал, а также значимые, содержательно интерпретируемые связи результатов теста с самооценкой респондентов своих черт характера и своей успешности в разных видах деятельности.

    Далее из отобранных заданий были сгруппированы пары с учетом уровня социальной желательности каждого тестового пункта (в пару включались утверждения с одинаковым уровнем социальной желательности) и других параметров. Уровень СЖ определялся как величина коэффициента корреляции каждого пункта с баллом, полученным респондентом по шкале СЖ. В процессе следующего пилотажного исследования была собрана статистика по отобранным парам утверждений, на основе которой были выбраны лучшие по психометрическим показателям пары.

    ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

    Анализ тестовых пунктов, проверка надежности и валидности настоящей ипсативной версии теста «11ЛФ» проведены на выборке объемом 318 человек.

    Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности теста, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.

    Шкала теста Коэффициент Альфа-Кронбаха
    Общительность 0,61
    Активность 0,58
    Дружелюбие 0,60
    Конформизм 0,44
    Моральность 0,60
    Организованность 0,57
    Уравновешенность 0,56
    Нечувствительность 0,59
    Любознательность 0,50
    Оригинальность 0,48
    Абстрактность 0,46

    Этот уровень надежности может показаться низким по меркам обычных личностных опросников, но характерен для компактных (коротких) ипсативных тестов.

    Внешняя валидность методики оценивалась путем сопоставления тестовых данных и внешних дополнительных критериев. Результаты теста прошли сравнение с самооценкой респондентов (респонденты оценивали выраженность у себя перечисленных 11 качеств характера) и субъективной оценкой респондентов собственной успешности в различных видах деятельности. Следует упомянуть о том, что указанные данные респонденты оставляли до того, как они видели результаты своего тестирования. Были получены высокие и значимые коэффициенты корреляции результатов теста с самооценкой респондентов, а также легко интерпретируемые содержательные связи с эффективностью людей с разными характерами в различных видах деятельности:

    Шкала теста Коэф.корреляции тестового балла с самооценкой*
    Общительность 0,57
    Активность 0,38
    Дружелюбие 0,30
    Конформизм 0,33
    Моральность 0,39
    Организованность 0,33
    Уравновешенность 0,43
    Нечувствительность 0,41
    Любознательность 0,23
    Оригинальность 0,29
    Абстрактность 0,30

    * - Для данного объема выборки (318 человек) значимыми являются коэффициенты, превышающие 0,113 (p<0,05).

    Вид деятельности Значимая положительная корреляция (p<0,05) Значимая отрицательная корреляция (p<0,05)
    Работа с документами Организованность
    Дружелюбие
    Моральность
    Уравновешенность
    Нечувствительность
    Любознательность
    Оригинальность
    Продвижение (продажи, переговоры) Общительность
    Активность
    Уравновешенность
    Оригинальность
    Дружелюбие
    Моральность
    Абстрактность
    Конформизм
    Анализ и планирование Любознательность
    Нечувствительность
    Абстрактность
    Общительность
    Принятие решений Общительность
    Активность
    Уравновешенность
    Любознательность
    Дружелюбие
    Конформизм
    Организованность
    Абстрактность
    Разработка Любознательность
    Абстрактность
    Организованность
    Обеспечение процесса —  Любознательность
    Абстрактность
    Поддержка Дружелюбие
    Моральность
    — 
    Контроль, аудит —  Абстрактность
    Производство и технологии Конформизм
    Организованность
    Общительность
    Оригинальность

    Полученные данные свидетельствуют о высокой внешней валидности методики и ее высоком прогностическом потенциале.

    Тестовые нормы методики рассчитаны на уравненной по полу выборке из 188 человек (94 мужчины и 94 женщины), возраст респондентов — от 17 до 73 лет (медиана — 30 лет).

    В 2013г. тестовые нормы методики пересчитаны на уравненной по полу выборке из 2038 человек, возраст респондентов - от 17 до 73 лет (медиана - 30 лет). Возрастные и гендерные нормы в методике не предусмотрены по причине более частого ее использования для целей профотбора, а не профориентации, развития или самопознания. В рамках профотбора более важным является возможность точного сравнения одного кандидата с другим (без учета пола и возраста), а не выявление возрастных или гендерных особенностей каждого кандидата.

    ОТЗЫВЫ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

    • совместно с тестом МОСТ: Ценности применяется для оценки корпоративных компетенций в ОАО «Уралсиб» (с 2012г.)
    • совместно с тестами СТМ и ТИПС применяется для оценки корпоративных компетенций в ОАО «Белгазпромбанк» (с 2011г.)
    • совместно с тестом СТМ применялся в рамках обследования продавцов-консультантов компании L’Occitane Rus. По результатам обследования был построен идеальный психологический профиль для данной должности, который впоследствии был внедрен в программу тестирования для автоматизированной оценки кандидатов (2011г.)
    • тест 11ЛФ входит в состав универсального комплексного теста Бизнес-профиль (6 версия)

    ПУБЛИКАЦИИ

    ОБУЧЕНИЕ

    Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.


Татьяна Преснова

Руководитель научно-методического отдела Лаборатории «Гуманитарные Технологии»