Создавая методику для оценки мотивации, мы столкнулись с тем, что мотивационную структуру невозможно описать только объективными или только субъективными факторами. Любая задача встает перед человеком как цель, которую необходимо достичь в определенных условиях. Именно на их пересечении, в зазоре между данным и желаемым, и рождаюся мотивы.

МОСТ - МОтивационная СТруктура

Условия и цели работы — именно к ним сводятся все трудовые мотивы. Их этих двух субтестов, которые могут использоваться и по отдельности: «Условия» и «Цели» и состоит методика.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. оценка специалистов;
  2. составление индивидуального карьерного плана, разработка системы мотивации;
  3. формирование кадрового резерва;
  4. оценка соответствия ценностям компании (только для общего МОСТ и МОСТ: Ценности);
  5. профориентация.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Тест состоит из двух блоков: условия работы и мотивы работы. Они могут поставляться как совместно, так и по-отдельности.

Блок «Условия работы» содержит 71 вопрос, каждый из которых построен по принципу «турнира высказываний». В каждом вопросе необходимо выбрать наиболее привлекательную альтернативу из двух предложенных, причем альтернативы подобраны таким образом, что либо обе являются положительно окрашенными, либо обе являются отрицательно окрашенными.


Пример задания для теста МОСТ, блок "Условия работы".

Результаты по блоку выражены в терминах следующих биполярных шкал:

  • Спокойная (безопасная, тихая, статичная, размеренная) — активная (рискованная, подвижная, динамичная, спонтанная, наполненная событиями, впечатлениями)
  • Простая (без интеллектуальных нагрузок) — сложная (интеллектуальная, с большим количеством информации, без готовых вариантов решения, ответственность за принятые решения)
  • Минимум общения (уединенная, с малым количеством контактов) — максимум общения (большое количество общения, как внутри организации, так и с внешними клиентами, основной объект работы — люди)
  • Одиночная (самостоятельная, персональная ответственность за полученный результат) — командная (сотрудничество, взаимопомощь, распределение задач)
  • Подчиненная (минимальная ответственность, задачи ставит другой) — доминантная (ответственность за себя и других людей, постановка задач перед другими людьми, принятие решений за других)
  • Регламентированная (работа по четко определенным правилам, четко определенными методами, связанная с четким планированием) — свободная (с возможностью самостоятельного выбора методов, целей, сроков и т.д. работы)
  • Постоянная (стабильный график, предсказуемый, ровный режим труда) — проектная (нестабильный график, мобилизация в отдельные моменты, в другие — расслабление, свобода)

Блок «Мотивы работы» состоит из 30 кейсов (ситуаций). В каждой ситуации респонденту необходимо выбрать наиболее соответствующее его взглядам действие или объяснение поведения.


Пример задания для теста МОСТ, блок "Мотивы работы".

Результаты по блоку выражены в терминах следующих шкал:

  • Призвание (работа ради того, чтобы реализовать свое предназначение, призвание, мечту)
  • Развитие (профессиональный, интеллектуальный, личностный рост, работа ради того, чтобы самому становиться сильнее, счастливее, здоровее и т.д.)
  • Созидательность (преобразования, достижения, работа ради того, чтобы что-то в этом мире после себя оставить, видеть реальный результат своего труда)
  • Общественная польза (помогать людям, которые в этом нуждаются, или обществу в целом, альтруистическая направленность)
  • Уважение (признание, статус, престиж)
  • Человеческие отношения (дружба, принятие группой, неформальные отношения)
  • Стабильность (предсказуемость, определенность жизни)
  • Выгода (личный прагматический интерес, работа ради материальной или иной выгоды)
  • Удовольствие (работа ради получения приятных впечатлений, гедонистическая направленность)

Тестирование по данной методике занимает в среднем 45 минут.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Отчет по результатам тестирования состоит из:

  • графического шкального профиля по обоим блокам,
  • текстовой интерпретации полученных результатов.

Шкальный профиль показывает выраженность диагностируемых факторов в стандартизированной 10-балльной шкале (в «стенах»).

В блоке «Условия работы» каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.

В блоке «Мотивы работы» интерпретируются две зоны: повышенная (от 6,6 до 8,5 стенов) и высокая (от 8,6 до 10 стенов).

В методике имеется возможность выбрать один из трех вариантов отчетов:

для респондента (пошкальное описание полученных результатов, ориентированное на обратную связь для самого тестирующегося);
бизнес-отчет (полный) (описание для специалиста: пошкальные интерпретации по условиям работы, перечень рекомендуемых видов деятельности, указание на ведущие мотивы и способы мотивирования респондента);
бизнес-отчет (краткий) (то же, но без пошкальных расшифровок по условиям работы).

Бизнес-отчет содержит информацию о пригодности к следующим видам деятельности:

  • Работа с документами (оформление, ведение, хранение документации, отчетов — бухгалтерских, юридических, производственных и т.д.)
  • Продвижение (работа с клиентами: продажи товаров и услуг, переговоры, платное обслуживание)
  • Анализ и планирование (поиск, анализ и обобщение информации, исследования, экспертиза, составление прогнозов и долгосрочных планов)
  • Принятие решений (обоснованное принятие решений, контроль за их реализацией, организация исполнения)
  • Разработка (создание новых продуктов и услуг)
  • Обеспечение процесса (обеспечение деятельности офиса или предприятия: закупки, прием звонков, техническое обслуживание, точное и надежное выполнение повторяющихся операций и т.д.)
  • Поддержка (командная работа с сотрудниками, поддержка клиентов — обучение, наставничество, внутренний PR, некоммерческое обслуживание клиентов)
  • Контроль, аудит (проверка работы других людей в различных областях: исполнительской дисциплины, качества выпускаемого товара, финансовой отчетности, расхода рабочего времени, безопасности и т.д.)
  • Производство и технологии (работа в сфере производства, в области качественной реализации технологии создания товара или оказания услуги, выпуска готового продукта)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Данная методика была разработана в Лаборатории «Гуманитарные Технологии» под руководством А.Г.Шмелева в 2009 году. Авторы методики — О.Н. Иванова при участии А.В. Горбачева

Факторная структура методики была создана на основании анализа мировых и отечественных наработок в области психологии мотивации, а также исходя из практических запросов бизнеса на оценку мотивации персонала.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Апробация методики, расчет норм и психометрических показателей осуществлен на выборке добровольцев, проходивших онлайн-версию теста. Численность выборки составила около 200 человек для каждого блока методики.

Оценка надежности (внутренней согласованности) теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности (однородности) шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же шкалы.

Условия работы

Шкала теста Надежность-
согласованность
Количество пунктов
на шкалу
спокойная — активная 0,80 20
простая — сложная 0,76 16
минимум общения —
максимум общения
0,77 22
одиночная — командная 0,76 16
подчиненная — доминантная 0,80 22
регламентированная — свободная 0,77 15
постоянная — проектная 0,84 18

Мотивы работы

Шкала теста Надежность-
согласованность
Количество пунктов
на шкалу
призвание 0,59 13
развитие 0,73 20
созидательность 0,55 11
общественная польза 0,64 14
уважение 0,69 17
человеческие отношения 0,57 12
стабильность 0,61 15
выгода 0,76 24
удовольствие 0,63 14

Для блока «Условия работы» было также проведено исследование ретестовой надежности и внешней валидности.

Исследование ретестовой надежности методики проводилось на выборке 37 человек (добровольцев), которые проходили тестирование по методике «МОСТ-условия» два раза, с двухнедельным интервалом между процедурами. Получены высокие показатели ретестовой надежности, как для основных тестовых шкал, так и для дополнительных (рекомендуемых видов деятельности; выделены в таблице курсивом).

Шкала теста Ретестовая
надежность
спокойная — активная 0,86
простая — сложная 0,89
минимум общения —
максимум общения
0,84
одиночная — командная 0,80
подчиненная — доминантная 0,87
регламентированная — свободная 0,85
постоянная — проектная 0,86
Работа с документами 0,91
Продвижение 0,87
Анализ и планирование 0,79
Принятие решений 0,90
Разработка 0,92
Обеспечение процесса 0,95
Поддержка 0,69
Контроль, аудит 0,87
Производство и технологии 0,94

Внешняя валидность методики оценивалась путем сопоставления тестовых данных и самооценки респондентом выраженности у себя соответствующих мотивов. В исследовании приняли участие 35 добровольцев. Значимые корреляции тестовых баллов с самооценкой получены для всех измеряемых шкал:

Шкала теста Коэф.корреляции тестового
балла с самооценкой
спокойная — активная 0,52
простая — сложная 0,61
минимум общения —
максимум общения
0,70
одиночная — командная 0,77
подчиненная — доминантная 0,46
регламентированная — свободная 0,51
постоянная — проектная 0,66
В 2013 году было проведено обновление норм методики. Выборка стандартизации - 1115 человек (тестирование в ситуации экспертизы), выборка уравнена по полу, средний возраст – 31 год, ст. отклонение 7,6 лет. Плановая проверка методики в 2013 году подтвердила значения надежности - согласованности шкал методики (среднее по основным шкалам - 0,64).

ОТЗЫВЫ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

  • совместно с тестом «11ЛФ» тест «МОСТ: Ценности» применяется для оценки корпоративных компетенций в ОАО «Уралсиб» (с 2012 г.)
  • совместно с тестами «Большая пятерка, ипсативная версия» и «ТИПС», тест «МОСТ: Условия работы» применяется для оценки корпоративных компетенций в ОАО «РЖД» (Корпоративный Университет) (с 2011г.)
  • совместно с тестами «Большая пятерка, ипсативная версия», «ТИПС» , тест «МОСТ: Условия работы» применяется для оценки компетенций в компании «СТИНС КОМАН» (с 2010г.)

ОБУЧЕНИЕ

Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.




Арсений Белорусец

Специалист департамента R&D Лаборатории «Гуманитарные Технологии»