ТОП-ЮНИТ | Каталог тестов | Maintest

— Типология К.Г. Юнга надолго покорила сердца и умы специалистов-психологов, в том числе в области оценки и развития персонала. Достаточно назвать такие ее практические плоды, как методики Маейрс и Бриггс, Кейрси и т.п. Методика ТОП-ЮНИТ является оригинальной версией опросника по типологии Юнга, разработанной специально для русскоязычной среды. Содержит как классическую типологическую информацию, так и важные дополнительные сведения (мотивационно - личностный, компетентностный профиль и т.п.). Предназначена для глубинной личностной диагностики, развития, коучинга и т.п.

ТОП-ЮНИТ

Методика, позволяющая воссоздать психологический профиль личности на основе четырехфакторной типологии К.Г. Юнга (известные зарубежные аналоги, по отношению к которым ТОП-ЮНИТ не является ни адаптацией, ни модификаций, — это тесты MBTI, Кейрси и т.п).

В классической и наиболее распространенной типологии (которая в определенной степени заимствована и другими подходами, например «соционикой») выделяется 16 возможных типов личности, образующих определенную целостную систему и закодированных специальным буквенным кодом, образованным от первых букв свойств или шкал теста, описывающих данный тип личности (например, тип «ESTJ» — экстраверт, сенсорик, мыслительный, решающий). Удобство такой системы заключается в простоте использования самой типологической системы — достаточно определить тип личности, чтобы затем на основании описания данного типа строить определенные прогнозы о поведении того или иного человека. Однако минусом такой системы является то, что прогноз о реальном человеке строится на основании описания некоего «идеального типа», где не учитывается, насколько сильно человек похож на этот тип личности (коэффициент сходства), а также не учитываются индивидуально-специфичные качества человека, которые могут внести значительные коррективы в его поведение, несмотря на принадлежность к тому или иному типу личности.

В тесте «ТОП-ЮНИТ» реализована технология вероятностного соотнесения результатов конкретного человека с системой типов — по итогам тестирования программа подбирает список самых похожих на человека типов личности, при этом указывая коэффициент сходства (насколько можно ожидать от человека проявления черт данного типа личности). При этом сами типы и буквенные обозначения шкал закодированы с добавлением буквы «r», что указывает на вероятностное соотнесение используемых в тесте типов с классическими типами.

Сама методика ориентирована не только и не столько на выявление типа личности, сколько на построение индивидуально-специфичного портрета человека в терминах деловых качеств (бизнес-компетенций), когда для каждого человека выводится свой собственных портрет, описывающий сильные и слабые стороны его личности. Также в методике имеется шкала «социальной желательности», позволяющая контролировать достоверность ответов и таким образом отличать достоверные результаты испытуемых от тех, которые были сознательно или неосознанно искажены в процессе тестирования (т.е. отражают то, каким человек хочет показать себя окружающим, а не то, каким он является в обычной жизни).

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

Методика ориентирована на диагностику структуры личности взрослых людей (начиная с 16-18 лет), причем не столько рабочих, сколько интеллектуальных и менеджерских позиций и специальностей, где именно личностные особенности и их правильное применение могут сыграть ключевую роль в успешности деятельности.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ И ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Данная версия методики включает в себя 105 пунктов личностного опросника, по три варианта ответов в каждом. Время прохождения теста в среднем составляет 20-25 минут.


Пример задания для теста ТОП-ЮНИТ.

Тест включает следующие шкалы:

  • «Интроверсия — Экстраверсия»:
    • низкий полюс шкалы отражает свойство «интроверсии» (ориентации на внутренний мир, стремление уйти от воздействий внешнего мира, замкнутость, сосредоточенность, фокусирующийся спектр внимания, ограниченные связи и контакты, задумчивость, глубина, умение слушать и слышать собеседника);
    • высокий полюс шкалы отражает свойство «экстраверсии» (ориентации на внешний мир, на взаимодействие с людьми, стремление получать массу впечатлений от окружающей среды, общительность, широкий спектр внимания, поверхностность, обширные связи и контакты).
  • «Конкретность-Абстрактность»:
    • низкий полюс шкалы отражает развитую «сенсорную» сферу, показателями которой являются конкретность, реалистичность, практичность, деловитость, ориентация на непосредственно происходящее;
    • высокий полюс шкалы отражает развитую «интуитивную» сферу, показателями которой являются абстрактность, концептуальность, фантазийность, вдохновение, оригинальность, идейность, ориентация на опосредование происходящего.
  • «Эмоциональность-Рациональность»:
    • низкий полюс шкалы отражает развитую «чувственную» сферу, показателями которой являются синтетичность, стремление к гуманности, ориентация на отношения и на «других», некоторая конформность и готовность полагаться на мнение других, чуткость и эмпатия, эмоциональность и повышенная тревожность;
    • высокий полюс шкалы отражает развитую «мыслительную» сферу, показателями которой являются аналитичность, стремление к объективности, ориентация на логику и собственные аргументы, некоторый индивидуализм и готовность прежде всего полагаться на собственное мнение, твердость и жесткость, устойчивость к стрессам.
  • «Импровизация-Планомерность»:
    • низкий полюс шкалы отражает «импровизационный» стиль поведения (ориентацию на процесс, гибкость, адаптивность, открытость, неустойчивость, неопределенность);
    • высокий полюс шкалы отражает «планомерный» стиль поведения (ориентацию на результат и завершение дела, систематичность, организованность, структурированность, определенность).
  • «Открытость-Соц.желательность»:
    • низкий полюс шкалы отражает тенденцию испытуемого отвечать на вопросы теста открыто, не утаивая своих слабых сторон и не показывая себя лучше, чем он есть на самом деле; возможна даже некоторая излишняя самокритичность;
    • высокий полюс шкалы отражает тенденцию испытуемого показать себя лучше, чем он есть; приукрасить себя и свои качества; повышенная вероятность недостоверности результатов тестирования.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты теста могут быть представлены в двух альтернативных обработках:

  • Стандартный отчет, шкалы ТОП-ЮНИТ:
    • графический профиль, указывающий значения факторов;
    • текстовые сообщения-интерпретации факторов;
    • табличные данные, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации).
  • Бизнес-отчет:
    • графический профиль, указывающий значения факторов;
    • сходные профили (наиболее близкие испытуемому типы личности из возможных шестнадцати);
    • текстовые сообщения-интерпретации факторов;
    • краткая характеристика — резюме по 11 бизнес-факторам (менеджерским компетенциям);
    • отивационные и профессиональные предпочтения испытуемого;
    • стиль познания и деятельности испытуемого;
    • функциональная роль испытуемого;
    • табличные данные, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации).

Как «Стандартный отчет», так и «Бизнес-отчет» представлены в двух формах — «для респондента» и «для специалиста (менеджера по персоналу, психолога)».

Примеры отчетов:

Стандартный, для специалиста
Стандартный, для респондента
Бизнес-отчет, для специалиста
Бизнес-отчет, для респондента

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Методика «ТОП-ЮНИТ» разработана в 2005-2006 годах сотрудником Лаборатории «Гуманитарные Технологии» В.В. Алтуховым, под руководством научного руководителя Лаборатории А.Г. Шмелёва.

Эмпирическая проверка исследовательской версии методики производилась на выборке из 327 протоколов. Надежность-согласованность (коэфф. Альфа-Кронбаха) шкал исследовательской версии варьировалась от 0,69 до 0,88 (Среднее=0,78 — достаточно высокие показатели для методик такого класса). Результаты эмпирического исследования и психометрического анализа данных полностью подтвердили используемую в тесте факторную структуру (была получена оригинальная и устойчивая структура, состоящая из 4-х биполярных личностных факторов). Стандартизация первой версии теста проводилась на выборке из 322 человек. Надежность-согласованность (коэфф. Альфа-Кронбаха) шкал методики осталась на прежнем высоком уровне (средний показатель=0,78), несмотря на двукратное уменьшение количества пунктов (по сравнению с исследовательской версией).

В 2007 году выпущена обновленная версия теста ТОП-ЮНИТ. В данной версии был обновлен и усовершенствован банк тестовых заданий, которые стали более пригодны для использования в ситуации отбора, оценки и экспертизы. Была проведена проверка надежности и факторной структуры методики, а также обновление тестовых норм. Среднее значение надежности-согласованности личностных шкал теста по коэффициенту Альфа-Кронбаха составило 0,82 (что подтверждает высокую согласованность вопросов теста, необходимую для личностных методик). Факторный анализ пунктов опросника в очередной раз подтвердил обоснованность используемой в тесте 4-х факторной структуры личности. Рассчет надежности-согласованности еще раз был проведен в 2008 году на данных, полученных от клиентов — пользователей. На основании полученных данных были рассчитаны значения внутренней надежности — согласованности шкал методики, которые остались на прежнем высоком уровне (среднее по шкалам — 0,83).

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Надежность-согласованность, выборка в ситуации экспертизы (коэфф. Альфа-Кронбаха, оптимум = 0,75-0,9):
Шкала теста ТОП-ЮНИТ-1 ТОП-ЮНИТ-2
Интроверсия — Экстраверсия 0,85 0,91
Эмоциональность — Рациональность 0,82 0,84
Конкретность — Абстрактность 0,65 0,87
Импровизация — Планомерность 0,77 0,83
Открытость — Соц. желательность 0,61 0,75

Внешняя валидность теста проверялась в исследовании по взаимосвязи шкал теста ТОП-ЮНИТ и «Большая пятерка» в «ситуации клиента». В исследовании приняло участие около 300 человек. Результаты полностью подтвердили внешнюю валидность ТОП-ЮНИТа (коэффициент корреляции в целом по шкалам-критериям составил 0,61).

Нормы теста ТОП-ЮНИТ разбиты на две категории — мужские и женские. Данное разбиение позволяет компенсировать влияние гендерных факторов на результаты тестирования. Так, например, доказано, что по шкале «Эмоциональность-Рациональность» мужчины в среднем набирают больший балл в сторону «Рациональности», а женщины — в сторону «Эмоциональности». Поэтому корректнее сравнивать женщин с женщинами, а мужчин с мужчинами, чем и обусловлено реализованное в данном тесте разбиение норм. Исследование репрезентативности шкал теста на разных выборках также показывало наличие необходимых параметров по этому показателю (коэффциент хи квадрат = 37,8, при р < 0,0001).

В 2008 году было проведено специальное исследование достоверности (устойчивости) результатов тестирования по методике ТОП-ЮНИТ2 к фальсификации в ситуациях отбора, оценки и экспертизы. Для этого было проведено сравнение результатов тестирования в ситуации клиента (когда человек проходит тестирование для себя), и в ситуации экспертизы (когда человек находится в ситуации внешней оценки). Анализ результатов показал, что версия теста ТОП-ЮНИТ обладает необходимой устойчивостью к влиянию факторов фальсификации, и получаемые в ситуации оценки и экспертизы результаты совпадают с ожидаемыми теоретическими значениями, которые должна показывать данная методика. На основании полученных результатов были рассчитаны нормы, пригодные для ситуации экспертизы. Тем не менее, авторский коллектив рекомендует пользователям рассчитывать собственные нормы после набора значительной статистики по тесту (более 60 человек, минимум 30 женщин и 30 мужчин). Данная процедура позволяет адаптировать нормы к ситуации внутри конкретной организации, где используется данная методика.

В 2013 году было проведено обновление норм методики. Выборка стандартизации - 320 человек (тестирование в ситуации экспертизы). В методике реализовано разделение норм по полу ("мужские" и "женские", примерно по 160 человек в каждой выборке). Плановая проверка методики подтвердила высокие значения надежности - согласованности шкал методики (среднее по основным шкалам - 0,82).

ОБУЧЕНИЕ

Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.




Виталий Алтухов

Ведущий эксперт департамента R&D Лаборатории «Гуманитарные Технологии»