LeaderChart - специализированная диагностика управленческого потенциала | Каталог тестов | Maintest

— Выполняя LeaderChart, кандидат за один час демонстрирует бизнес-эрудицию, примеряет на себя роль руководителя очень проблемного коллектива в рамках как минимум полугодичного проекта, проявляет широкий спектр своих личностных особенностей в стандартной рабочей обстановке, и многое другое.

LeaderChart - специализированная диагностика управленческого потенциала

Методика "LeaderChart" предназначена для диагностики управленческого потенциала и позволяет выявлять общий уровень готовности к руководству людьми в коллективе, а также спектр индивидуально-психологических особенностей, связанных с успешностью в управлении.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Тест «LeaderChart» состоит из четырех блоков: кейсового, мотивационного, интеллектуального и личностного.

В ходе выполнения первого блока респонденту предлагается выступить в качестве руководителя конкретного коллектива, выполнив одно кейсовое задание (мега-кейс), состоящее из 10 связанных друг с другом проблемнных ситуаций (мини-кейсов).

В каждой ситуации респондент должен выбрать успешные и неуспешные (минимум по 2) варианты действий из числа приведенных (10-15). Все ситуации затрагивают взаимодействие с подчиненными и предполагают активное участие респондента в определенных бизнес-процессах. Список действий для каждого из мини-кейсов разный.

Всего в LeaderChart задействованы 4 мега-кейса (по 10 мини-кейсов в каждом), они предъявляются респондентам случайным образом и затрагивают одну из четырех профессиональных областей: ритейл, IT, автосервис, банк.

Во втором блоке респондент отвечает на 13 автобиографических вопросов, касающихся его управленческого опыта и ожиданий от руководства как специальной сферы деятельности.


Пример задания второго блока теста LeaderChart.

В третьем блоке респонденту предлагается ответить на 12 вопросов, содержащих бизнес-ориентированный контент и позволяющих оценить его способности к работе с различными типами информации.


Аналог задания третьего блока теста LeaderChart.

В четвертом блоке респонденту предъявляются 25 заданий, каждое из которых включает в свой состав 5 утверждений. Необходимо оценить степень согласия с каждым из них по пятибалльной шкале Лайкерта, имеющей следующие градации: «точно не про меня»/«скорее не про меня»/«не знаю»/«скорее про меня»/«точно про меня». Каждую оценку можно поставить только один раз.


Пример задания четвертого блока теста LeaderChart.

Общее время выполнения методики – около 50-60 минут.

ШКАЛЫ ТЕСТА

Интегральная шкала:

  • Управленческий потенциал (интегральный показатель, позволяющий строить прогноз успешности респондента в управлении на следующий уровнях и с учетом индивидуально-психологических особенностей).
Шкалы кейсового, мотивационного и интеллектуального блоков:
  • Успешность в кейсах (эффективность решения кейсов).
  • Мотивация к руководству (готовность к осуществлению руководства).
  • Интеллект (интеллектуальный потенциал).
Шкалы личностного блока:
  • Замкнутость (сдержанность в общении) — Общительность (активная позиция в общении, контактность);
  • Пассивность (неуверенность в своих силах, нерешительность) — Активность (энергичность, инициативность, решительность);
  • Недоверчивость (строгость, жесткость) — Дружелюбие (отзывчивость, готовность сопереживать);
  • Независимость (самостоятельность, стремление к самоутверждению и доминированию) — Конформизм (значимость мнения других, стремление быть принятым группой, готовность уступить);
  • Моральная гибкость (свобода от моральных норм, ориентация на личную выгоду) — Моральность (стремление придерживаться моральных, нравственных норм);
  • Импульсивность (гибкость, непоседливость) — Организованность (дисциплинированность, точность, аккуратность, стремление следовать планам);
  • Тревожность (осторожность, склонность к страхам) — Уравновешенность (спокойствие, стрессоустойчивость, психическая выносливость);
  • Интеллектуальная сдержанность (избирательность в отношении новой информации) — Любознательность (открытость новым знаниям, информации, готовность учиться новому);
  • Конкретность (сенсорный тип восприятия и переработки информации, точность в деталях) — Абстрактность (интуитивный тип восприятия и переработки информации, стремление выделять главное).
Функции руководителя:
  • Принятие решений (способность осуществлять выбор лучших из существующих альтернатив, брать инициативу на себя, ответственность, решительность);
  • Стратегическое мышление (способность к постановке отдаленных целей, прогнозированию последствий своих действий и действий подчиненных, предвидению конечного результата усилий, оперативной переработке больших объемов информации – в том числе противоречивой);
  • Влияние (способность оказывать воздействие на поведение, чувства и мысли других людей, пользоваться собственным авторитетом для достижения целей организации, показывать личный пример подчиненным, использовать разнообразные тактики убеждения);
  • Делегирование (способность передавать подчиненным часть собственных функций и полномочий, оптимально распределять ответственность между ними);
  • Контроль (способность контролировать подчиненных, проверять качество их работы, поддерживать исполнительскую дисциплину в коллективе);
  • Организация (способность осуществлять административные функции в отношении работы коллектива, координировать их, определять необходимые ресурсы и обеспечивать ими подчиненных, оценивать результат работы);
  • Визионерство (способность заражать других притягательным видением будущего, пробуждать у сотрудников интерес к реализации общих целей, использовать новые возможности, объединять коллектив вокруг общих важных задач, повышать и поддерживать вовлеченность);
  • Коммуникативные навыки (способность грамотно общаться, проявлять чуткость к контексту различных коммуникативных ситуаций, управлять формальными и неформальными контактами между подчиненными, правильно доносить информацию сотрудникам и высшему руководству).
NEW!!! Одной из уникальных особенностей методики LeaderChart является наличие специального раздела «Идеальный заместитель»: в зависимости от того, какими личностными особенностями обладает респондент, его рекомендуется «дополнить» заместителем с определенными чертами характера. Данные черты заместителя позволят нивелировать возможные недостатки респондента как руководителя и помочь ему в достижении максимального результата. Этот блок особенно полезен при формировании кадрового резерва и наличии необходимости простроить несколько уровней управления в конкретной компании.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Существует три варианта отчета:

отчет для респондента (мягкая обратная связь);
отчет для специалиста (развернутый психологический портрет респондента);
бизнес-отчет (оценка управленческого потенциала респондента).

Каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Тест "LeaderChart" выпущен в 2014г. Авторы разработки: Алтухов В.В., Белорусец А.С., Портнова Д.С., Рыбникова М.К.

Разработка личностного блока

В мае 2014г. А.С. Белорусцем и М.К. Рыбниковой была создана первая исследовательская версия личностного блока теста. По результатам экспертного и статистического анализа тестовых пунктов были отобраны наиболее работоспособные тестовые задания.

Далее из отобранных заданий были сгруппированы пятерки утверждений с учетом уровня социальной желательности каждого тестового пункта (в каждую из пятерок включались утверждения с одинаковым уровнем социальной желательности) и других параметров. В процессе последующего пилотажного исследования была собрана статистика по отобранным группам утверждениям, на основе которой были выбраны лучшие из них по психометрическим показателям (25 из 33). Анализ тестовых пунктов, проверка надежности и валидности настоящей ипсативно-нормативно-ранговой версии теста проведены на выборке объемом 193 человека в ситуации клиента.

Были получены высокие значения надежности-согласованности нового набора личностных шкал, а также значимые и содержательно интерпретируемые связи результатов нового теста с результатами респондентов по стандартизированной методике личностной диагностики 11 ЛФ.

Подобный принцип построения личностной методики был реализован в мировой практике впервые. Также примечателен контент заданий личностного блока LeaderChart: все утверждения очерчивают поведение респондента в рабочих ситуациях и не касаются иных областей жизни, однако являются выражением общих свойств темперамента и характера, присущих человеку.

Разработка кейсового блока была многоэтапной. В феврале 2014г. В.В. Алтуховым и Д.С. Портновой были проанализированы основные теоретические положения психологии управления и методологии кейс-тестов (situational judgment tests). За основу построения блока были взяты модель ситуационного руководства Херси-Бланшара и модель создания команды Дресслера-Сиббета, позволяющие воспроизвести в тесте развитие коллектива в динамике и построить последовательность из проблемных ситуаций, связанных с руководством, которые были бы максимально близки к реальной практике управления. Также в блок была заложена модель последовательной оценки поведения кандидата как руководителя в связи с развернутостью управленческой деятельности во времени.

После этого были созданы предварительные версии 4 мега-кейсов, каждый из которых состоит из 10 мини-кейсов - десять проблемных ситуаций в рамках управления одним коллективом, связанные между собой и последовательно разворачивающиеся во времени.

Варианты решения каждого из мини-кейсов (наиболее успешные и неуспешные действия) предлагались экспертами в сфере управления (от 4 до 10 человек для каждого из мега-кейсов) в свободной форме, также оценивалась реалистичность кейсов и предлагались их корректировки. Впоследствии из ответов экспертов путем контент-анализа выделялись наиболее значимые действия, утверждались окончательные формулировки самих кейсов и их решений. Первичная апробация происходила на выборке добровольцев (119 и 74 респондента в двух сериях) с разным опытом в управлении в ситуации клиента. Процедура присвоения ключей в итоговой версии кейсового блока также была многоэтапной и учитывала как количество упоминаний экспертами определенного действия в ходе сбора ответов в свободной форме, так и результаты апробации: сейчас в расчете участвует и выбор респондентом средне успешных и неуспешных действий, и отсутствие выбора в пользу наиболее успешных и неуспешных из них, и ошибки в выборах.

Помимо принципа построения кейсового блока и расчета ключей не имеет аналогов и форма предъявления мега-кейсов: каждому из респондентов один из четырех существующих предъявляется случайным образом, чтобы ликвидировать различия между респондентами в плане имеющегося у них опыта руководства конкретными коллективами или отсутствия данного опыта как такового.

В основу интеллектуального блока были положены задания стандартизированного теста интеллектуального потенциала «Бизнес-IQ», содержание которых было признано наиболее близким практике руководства (шкалы Вычисления, Лексика, Эрудиция, Обработка информации, Пространственное мышление, Абстрактная логика). В блоке используется расширенный (троекратный) банк заданий, уравненных по степени трудности, их предъявление случайно, однако в каждом из уникальных сеансов тестирования присутствуют вопросы из всех указанных выше областей.

Мотивационный блок представляет собой анкету, позволяющую собрать биографические данные о респонденте и оценить его общую готовность к осуществлению управленческой деятельности.

Отдельного упоминания заслуживает раздел бизнес-отчета «Идеальный заместитель»: в его основу положены результаты специального исследования совместимости, проведенного сотрудниками департамента R&D Лаборатории «Гуманитарные Технологии» в 2013-2014гг.

Окончательная версия теста «LeaderChart», состоящего из четырех блоков, была подготовлена в ноябре 2014 года и запущена во вторичную апробацию на компаниях-добровольцах для получения данных о внешней валидности методики при проведении тестирования в ситуации экспертизы.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

1. Надежность теста

Оценка надежности-согласованности блока личностной диагностики производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности теста, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.
Шкала теста Надежность-
согласованность
Количество
пунктов на шкалу
Общительность0,58 12
Активность0,5813
Дружелюбие0,6012
Конформизм0,5813
Моральность0,6212
Организованность0,6414
Уравновешенность0,6813
Любознательность0,7013
Абстрактность0,5912

2. Валидность теста

Внешняя конструктная валидность личностного блока оценивалась путем сопоставления тестовых данных и внешних дополнительных критериев. Так, результаты по личностному блоку шкал теста прошли сравнение с результатами респондентов по стандартизированному тесту 11ЛФ, пройденному ими ранее.

Шкала теста Коэф. корреляции
тестового балла с баллом
по соответсвующей шкале 11ЛФ*
Замкнутость-Общительность0,47
Пассивность-Активность0,41
Недоверчивость-Дружелюбие0,50
Независимость-Конформизм0,31
Моральная гибкость-Моральность0,37
Импульсивность-Организованность0,45
Тревожность-Уравновешенность0,34
Любознательность0,44
Абстрактность0,41

* - Для данного объема выборки (118 человек) значимыми являются коэффициенты, превышающие 0,297 (p<0,001).

Критериальная валидность методики оценивалась путем сопоставления данных тестирования с внешними критериями успешности участников тестирования в руководстве. В серии исследований приняло участие более 400 респондентов с различным по степени успешности опытом и стажем управленческой деятельности (порядка 40% не имели опыта в руководстве, порядка 60% имели различный по степени успешности опыт руководства). В качестве критериев успешности использовались данные самоотчетов, исследование также проводилось в ситуации клиента – то есть в формате добровольного тестирования в целях самопознания.

По критерию "Образование":
ОбразованиеЗначимая положительная
корреляция (p<0,05)
Значимая отрицательная
корреляция (p<0,05)
Уровень образования--
Гуманитарное--
Техническое--
Естественнонаучное
  • Любознательность
  • Общительность
  • Активность
  • Уравновешенность
  • Творческое--

    По критерию "Опыт управления":
    ОбразованиеЗначимая положительная
    корреляция (p<0,05)
    Значимая отрицательная
    корреляция (p<0,05)
    Управленческий стаж
  • Общительность
  • Уравновешенность
  • -
    Управленческий опыт
  • Общительность
  • Активность
  • Уравновешенность
  • Дружелюбие
  • Число сотрудников
  • Общительность
  • Активность
  • Уравновешенность
  • Моральность
  • По критерию "Функции руководителя":
    ОбразованиеЗначимая положительная
    корреляция (p<0,05)
    Значимая отрицательная
    корреляция (p<0,05)
    Принятие решений
  • Активность
  • Уравновешенность
  • Любознательность
  • Стратегическое мышление
  • Активность
  • Уравновешенность
  • Любознательность
  • -
    Влияние
  • Общительность
  • Активность
  • Уравновешенность
  • Моральность
  • Организованность
  • Делегирование
  • Общительность
  • Уравновешенность
  • Моральность
  • Контроль
  • Организованность
  • Дружелюбие
  • Конформизм
  • Моральность
  • Организованность
  • Организованность
  • Уравновешенность
  • Визионерство
  • Общительность
  • Активность
  • Уравновешенность
  • Конформизм
  • Моральность
  • Организованность
  • Коммуникативные навыки
  • Общительность
  • Активность
  • Уравновешенность
  • Организованность
  • Абстрактность
  • По критерию "Успешность" (сводные показатели):
    Шкала теста Усредненный коэф. корреляции
    тестового балла с показателями
    успешности
    Блок кейсовой диагностики0,44
    Блок интеллекта-
    Блок личностной диагностики0,21
    Блок мотивационной диагностики0,50

    3. Репрезентативность теста

    Первоначально тестовые нормы личностного и интеллектуального блоков методики рассчитаны на уравненной по полу выборке порядка 200 человек, возраст респондентов - от 17 до 73 лет (медиана - 30 лет). Тестовые нормы кейсового и мотивационного блоков рассчитаны на выборках порядка 150 человек, возраст респондентов - от 18 до 56 лет (медиана - 34 года).

    Тестовые нормы обновлены летом 2015 года на выборке порядка 500 человек, которые проходили тестирование в ситуации экспертизы. Возраст респондентов - от 23 до 59 лет (средний возраст 38 лет), женщины - 46%, мужчины - 54%. Управленческий опыт респондентов:

    • нет опыта - 8%;
    • менее 2 лет - 16%;
    • от 2 до 5 лет - 28%;
    • более 5 лет - 48%.

    Возрастные и гендерные нормы в методике не предусмотрены по причине более частого ее использования для целей профотбора, а не профориентации, развития или самопознания. В рамках профотбора более важным является возможность точного сравнения одного кандидата с другим (без учета пола и возраста), а не выявление возрастных или гендерных особенностей каждого кандидата.

    4. Связи тестовых результатов с анкетными данными

    По итогам вторичной апробации в ситуации экспертизы были проанализированы связи между данными мотивационной и самооценочной анкет с баллами по шкалам теста. Были получены следующие результаты:

    А. Результаты по всем шкалам Бизнес-отчета (за исключением шкалы Делегирования) оказались связаны с ответами на мотивационную анкету. Высокомитивированные респонденты получают значимо более высокие баллы по вторичным шкалам.

    Б. Выявлен ряд интерпретируемых связей показателей по вторичным шкалам с опытом руководства. В целом, респонденты с большим опытом и большим количеством подчиненных получают более высокие баллы по вторичным шкалам.

    ОБУЧЕНИЕ

    Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.

    


    Александр Горбачев

    Генеральный директор Лаборатории «Гуманитарные Технологии»