— Оригинальная методика, которая предназначена для измерения специальных способностей в области «социального интеллекта» - насколько хорошо человек может определять характер другого человека по внешнему виду? Тест построен с помощью фотопортретов обычных людей. Методика незаменима в практике оценки кандидатов на любые позиции, связанные с коммуникациями и социальным взаимодействием (продажи и обслуживание, обеспечение безопасности и т.п.)

ФОТОТЕСТ

Фототест - стандартизованная компьютерная тестовая методика для измерения социально-перцептивной (физиогномической) компетентности и способности к прогнозу личностных качеств людей по фотоизображению.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  • подбор и оценка персонала для работы с людьми (продавцы, агенты, менеджеры и т.д.).

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Стимульный материал теста включает 50 фотопортретов современных российских граждан - мужчин и женщин разного возраста из различных социальных групп.


Пример задания для методики Фототест.

Каждый фотопортрет оценивается испытуемыми по шести оценочным шкалам:

  • привлекательность (склонность адекватно выбирать дистанцию в отношениях, точно эмоционально оценивать окружающих по первому впечатлению)
  • интеллект (способность оценить образованность, интеллектуальные качества)
  • дружелюбие (умение определить доброжелательность или враждебность незнакомых людей по внешнему виду)
  • общительность (способность оценить степень открытости, жизнерадостности, общительности по первому впечатлению)
  • организованность (умение определить уровень дисциплинированности, самоконтроля и вероятность импульсивных поступков незнакомых людей)
  • эмоциональная стабильность (способность адекватно оценивать степень тревожности, беспокойства другого человека по внешнему облику)

Последние пять шкал близки по смыслу к шкалам теста B5 («Большая пятерка»). Время работы с тестовыми заданиями занимает от 25 до 45 минут (в зависимости от индивидуального темпа). Интегративный показатель теста ("общий балл") демонстрирует, насколько точно и объективно респондент определяет выраженность у незнакомцев пяти основных личностных качеств.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Существует два варианта отчета:

для психолога
для респондента

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Первая версия Фототеста была разработана М.А. Джерелиевской в 1993 г. как определенная альтернатива устаревшему тесту Сонди, валидность которого не удалось подтвердить на значимом статистическом уровне (см. М.А. Джерелиевская, А.Г. Шмелев. Опыт взаимодействия методов в диагностике коммуникативных диспозиций. - Вестник Московского университета. Психология, 1993, 3, с.66-69).

50 отобранных черно-белых фотографий наших соотечественников подвергались шкалированию по пяти пятибалльным шкалам, отражающим содержание факторов “Большой пятерки”, а также по шестой шкале “Нравится - не нравится”. На выборке из 225 человек были получены корреляции между 300 первичным индикаторами Фототеста (50*6) и баллами по тесту 16РФ. Тем самым для каждой шкалы 16РФ было получено от 10 до 30 скоррелированных индикаторов из Фототеста. Это позволяло с 50-процентной точностью воспроизводить профиль 16РФ по результатам Фототеста. Кросс-валидизация полученного таким образом ключа на независимой выборке из 75 человек подтвердила множественную корреляцию между данными Фототеста и 16РФ на уровне 0,5. Данный уровень конвергентной валидности следует признать весьма высоким для проективных методик. Это позволяет использовать Фототест как дополняющий метод по отношению к 16РФ, что особенно ценно в ситуации экспертизы, когда результаты опросника подвергаются преднамеренной или непреднамеренной фальсификации. В тот же период на материале Фототеста был реализован не только “проективный ключ”, связывающий его с профилем 16РФ, но и “социоперцептивный ключ”, позволяющий использовать Фототест как методику диагностики точности визуальной диагностики личностных свойств по внешности. В качестве эталона точности при этом рассматривались усредненные шкальные оценки фотопортретов, то есть, тем самым в Фототесте используется один из известных критериев точности межличностного восприятия – “стереотипная точность” (соответствие ответов индивида ответам большинства).

В 1999 г. была создана вторая версия Фототеста. В тесте были использованы новые цветные фотопортреты наших современников, разрешивших использовать свое изображение. Тогда же была проведена перепроверка ключей по Фототесту (выборка стандартизации в количестве 250 человек). Валидность Фототеста по корреляции со шкалами 16РФ осталась на прежнем уровне (0,48).

В 2011г. были обновлены тестовые нормы методики. Выборка стандартизации составила 2901 человек (кандидаты на работу и сотрудники современных организаций). Возраст: от 18 до 64 лет (медиана - 31 год). Характер работы: преимущественно продажи.

ОБУЧЕНИЕ

Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.




Виталий Алтухов

Ведущий эксперт департамента R&D Лаборатории «Гуманитарные Технологии»