Универсальный комплексный тест, наш «хит продаж». Опираясь на данные трех наиболее информативных методик, он выстраивает несколько видов отчетов о результатах. Зная, что человек хочет (оценка мотивации), что он может (оценка интеллекта) и каковы особенности его характера и личности, можно спрогнозировать его потенциальную успешность в различных видах деятельности, а также «перевести» полученные данные психологического толка на язык компетенций, командных ролей, стилей менеджмента. Результатом подобного перевода являются «Бизнес-отчет» и «Отчет по компетенциям» данной методики, удобные и понятные как hr-специалисту, так и руководителю. Психологам будет полезен «Проф-отчет», раскрывающий структуру мотивации, интеллекта и личности респондента.

Бизнес-профиль

Комплексная психологическая оценка (мотивация – интеллект - личность) и прогноз профессиональной успешности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Основное преимущество данной методики «Бизнес-профиль» — ее комплексность. Совмещение личностного, мотивационного и интеллектуального тестов дает не только возможность всесторонней диагностики респондента, но и позволяет делать дополнительные прогнозы на основе комбинации результатов по отдельным факторам.

Таким образом, комплекс совмещает:

  • подробную диагностику мотивации, характера (личностных качеств) и интеллекта,
  • прогноз выраженность компетенций,
  • потенциал к различным видам деятельности,
  • прогноз командных ролей,
  • прогноз стиля управления.

Тест ориентирован на лиц с высшим образованием, занимающих или претендующих на позиции квалифицированных исполнителей или менеджеров.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Оценка специалистов
  2. Формирование кадрового резерва
  3. Аутплейсмент

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Комплекс «Бизнес-профиль» состоит из трех основных блоков:

  • «Мотивация»: первый блок, состоящий из 66 парных сравнений, диагностирует сферу профессиональной мотивации (методика СТМ, форма А); измеряется значимость 12 трудовых мотивов, а также рассчитывается генеральная шкалы «Внешняя — внутренняя мотивация»;


    Пример задания для блока "Мотивация" (тест СТМ).

  • «Структура интеллекта»: второй блок, состоящий из 84 заданий, направлен на определение уровней развития различных способностей — факторов умственной деятельности (методика ТИПС-9 с расширенным троекратным банком заданий); данный блок является составным и содержит 7 шкал для оценки способностей с дополнительным расчетом общего балла по интеллекту;


    Пример (аналог) задания для блока "Интеллект" (тест ТИПС).

  • «Личность»: третий блок, состоящий из 93 вопросов, ориентирован на выявление личностных качеств (методика 11ЛФ) и измеряет 11 факторов — черт характера. Данный тест личностных качеств построен по особой методологии. В ней предъявляются так называемые ипсативные вопросы, в которых респонденту приходится совершать вынужденный выбор между двумя вариантами ответов. Определенная искусственность состоит в том, что ни один из предлагаемых вариантов может не отражать истинных пристрастий тестируемого. Тем не менее шкалы, сконструированные по ипсативному принципу, позволяют эффективно преодолевать тенденцию респондентов давать социально желательные ответы, так как оба суждения, предлагаемые в качестве возможных ответов, специально подобраны так, что уравновешены по предварительно установленному уровню «социальной желательности».


Пример задания для блока "Личность" (тест 11ЛФ).

Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени. Выполнение интеллектуального блока ограничено временем как на отдельные задания (от 50 до 70 сек. на вопрос), так и на тематические шкалы (от 5 до 7 минут на шкалу). Общее время тестирования по методике «Бизнес-профиль» составляет 60-80 минут. Возможности бланкового и поблочного тестирования отсутствуют.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной методике реализовано три вида представления результатов тестирования: «Бизнес-отчет» и «Проф-отчет» — классическая пошкальная интерпретация для специалиста и для самого респондента.

БИЗНЕС-ОТЧЕТ (скачать пример отчета)

Отчет включает в себя следующую информацию:

1. Профессиональный потенциал — общие сферы труда и конкретные виды деятельности, к которым стоит подключать респондента, а также виды деятельности, которые человеку не рекомендуются.

  • Работа с документами (склонность к работе с документами: оформление, ведение, хранение и т.д.)
  • Продвижение (склонность к работе с клиентами: продажи товаров и услуг, переговоры, платное обслуживание)
  • Анализ и планирование (склонность к работе, предполагающей поиск, анализ и обобщение информации, исследования, составление прогнозов и т.д.)
  • Принятие решений (склонность к работе, связанной с обоснованным принятием решений, контролем за их реализацией, организацией исполнения)
  • Разработка (склонность к работе, связанной с созданием новых продуктов и услуг)
  • Обеспечение процесса (склонность к надежной работе по обеспечению деятельности офиса или предприятия: закупки, прием звонков, техническое обслуживание и т.д.)
  • Поддержка (склонность к интегративной коммуникации: командная работа, поддержка клиентов, обучение и т.д.)
  • Контроль, аудит (склонность к работе, связанной с контролем работы других людей в различных областях)
  • Производство и технологии (склонность к работе в сфере производства, технологии создания продукта или услуги)

Данная информация представлена в виде графического профиля и снабжена текстовыми интерпретациями.

2. Стиль менеджмента — описание стиля руководства, присущего данному респонденту (а также указание на несвойственные ему стили):

  • производитель (настроен на достижение результата любой ценой; усердный, трудолюбивый работник)
  • администратор (контролирует, доведена ли работа до конца и реализуются ли решения; разрабатывает и соблюдает эффективные нормы, правила, процедуры внутри организации; хорошо организован и внимателен к деталям)
  • предприниматель (предлагает новые идеи и решения; отслеживает изменения внешней среды, слабые и сильные стороны организации и определяет курс действий; готов брать риск на себя)
  • интегратор (создает атмосферу сотрудничества, нацелен на объединение идей, мнений; прислушивается к мнению различных сторон и находит компромиссное решение)

3. Прогноз поведения в команде — наиболее свойственные респонденту командные роли и прогноз конфликтности с описанием моделей поведения в ситуации конфликта.

Блок «Прогноз конфликтности» оценивает потенциальную конфликтность респондента (в трех градациях: низкая / средняя / высокая), а также описание типичного стиля поведения в конфликтной ситуации.

Блок «Командные роли» оценивает степень сходства респондента с девятью основными командными ролями (по теории Р.М. Белбина). Описание командных ролей:

Генератор идей

  • Функции: решение сложных проблем, генерирование оригинальных идей.
  • Качества: креативность, воображение, непризнавание авторитетов, неортодоксальность.
  • Недостатки: игнорирование деталей и трудностей практической реализации.

Исследователь ресурсов

  • Функции: изучение возможностей, установление внешних контактов.
  • Качества: коммуникабельность, оптимизм, легкость интересов, гибкость, энтузиазм.
  • Недостатки: быстрая потеря интереса к начатому делу.

Специалист

  • Функции: привнесение знаний и опыта по проблеме.
  • Качества: преданность делу, самостоятельность, любознательность, узкозаточенность, детальность при рассмотрении проблемы.
  • Недостатки: узость специализации, чрезмерное зацикливание на деталях.

Аналитик

  • Функции: рассмотрение всех вариантов, вынесение аккуратных, выверенных и беспристрастных суждений, выбор лучшей альтернативы.
  • Качества: рассудительность, прозорливость, стратегичность мышления.
  • Недостатки: не хватает драйва и способности воодушевлять.

Координатор

  • Функции: прояснение целей работы, продвижение принятия решений, организация процесса и установление сроков, разделение задач.
  • Качества: уверенность, зрелость, умение делегировать.
  • Недостатки: попадает под влияние других, перекладывает свои обязанности.

Мотиватор

  • Функции: привнесение драйва и куража, напор, преодоление трудностей и обеспечение продвижения вперед, мотивирование других на выполнение работы.
  • Качества: ориентация на результат, смелость, динамичность, упертость.
  • Недостатки: не считается с интересами других, может задевать их чувства.

Душа команды

  • Функции: выслушивание людей, снятие напряжения, выстраивание отношений, «смазывание» командных процессов.
  • Качества: кооперативность, мягкость, восприимчивость и дипломатичность.
  • Недостатки: нерешительность в кризисных ситуациях, легко поддается влиянию других.

Реализатор

  • Функции: воплощение идей и решений в практические действия.
  • Качества: дисциплинированность, надежность, консервативность, эффективность.
  • Недостатки: негибкость, медленная реакция на новые возможности.

Контролер

  • Функции: доведение дел до полного завершения, выявление ошибок, пропусков и недоработок, их исправление.
  • Качества: усердность, добросовестность, беспокойность, ориентация на сроки.
  • Недостатки: чрезмерное беспокойство и придирчивость по отношению к другим, сложно делегирует полномочия.

4. Мотивация — перечень мотивирующих и демотивирующих факторов для респондента.

ОТЧЕТ ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ (скачать пример отчета)

При выборе обработки "Отчет по компетенциям" программа предлагает аналитические выводы о выраженности потенциала респондента для проявления им базовых 11 компетенций. В данном случае речь идет о наиболее универсальных компетенциях - факторах поведения, которые значимы для эффективной работы в самых разных организациях и на самых разных позициях.

  • Лидерство - умение воодушевлять и убеждать сотрудников, побуждать к работе. Способность вызывать интерес и доверие у людей, что, в частности, обеспечивает успех в публичных выступлениях и руководстве совещаниями, а также в ситуации принятия единоличной ответственности за решение.
  • Мотивация достижений - инициативность, ориентация на достижение высоких результатов с элементами риска, готовность браться за новые дела, готовность предвидеть проблемы и предлагать их решения.
  • Стрессоустойчивость - умение сохранять работоспособность и стабильность деятельности в условиях трудностей, внешнего давления, опасности.
  • Ориентация на клиента - умение удержать клиента и создать условия для долгосрочного сотрудничества. Внимание к потребностям клиента и своевременное их удовлетворение.
  • Коммуникабельность - общительность, уверенность в себе, активная позиция в общении, оптимистичность.
  • Командность - легкая срабатываемость и эффективное взаимодействие с коллегами для достижения общей цели. Принятие на себя ответственности за результаты деятельности всей группы.
  • Организованность - эффективная организация деятельности: умение разбить задачу на этапы, спрогнозировать сроки и ресурсы, осуществлять необходимый контроль за исполнением работы.
  • Лояльность - надежность сотрудника. Поведение в соответствии с нормами финансовой, информационной безопасности, а также в соответствии с принятным корпоративным этикетом и правилами субординации.
  • Гибкость - легкая адаптация к изменениям, содействие внедрению новых технологий. Способность самостоятельно предлагать новые оригинальные решения насущных вопросов.
  • Комплексный анализ проблем - умение системно анализировать ситуацию, учитывать множество условий и выбирать оптимальный вариант решения. Прогноз возможных проблем и разработка мероприятий по их предотвращению.
  • Ориентация на развитие - стремление к самообучению и самообразованию, ориентация на получение и использование новых знаний и умений.

Информация о каждой компетенции содержит не только текстовое описание уровня ее выраженности, но и перечни психологических качеств, помогающих и препятствующих ее проявлению в поведении.

ПРОФ-ОТЧЕТ (скачать пример отчета, вариант для специалиста)

При выборе обработки «Проф-отчет» отчет представляет собой исчерпывающую информацию о респонденте по трем блокам: «Мотивация», «Структура интеллекта» и «Личность», а также списки профессий, наиболее близких респонденту.

Каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.

Возможен выбор интерпретации:

  • для респондента (текстовое описание значений шкал, ориентированное на обратную связь для самого тестируемого);
  • для специалиста (текстовое описание значений шкал для специалистов по оценке персонала, психологов; используется профессиональная терминология).

Показатели по отдельным шкалам образуют так называемый факторный профиль, являющийся, по сути, индивидуальным психологическим портретом респондента. Факторный профиль сравнивается с «идеальными» профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм. Результаты сравнения представляются в виде списка наиболее близких респонденту профессий с соответствующими коэффициентами сходства.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Тест создан на основе субтестов, хорошо зарекомендовавших себя при измерении параметров мотивационной сферы, личности, интеллекта. Комплекс «Бизнес-профиль» создан в 2007 г. группой разработчиков Лаборатории «Гуманитарные Технололгии». Данная методика является модификацией известной тестовой батареи «Профконсультант» © 2001-2007 «Гуманитарные технологии», разработанной под руководством А.Г. Шмелева.

Альтернативная обработка и структура бизнес-интерпретаций для методики разработана в 2007 году О. Н. Ивановой с участием Т. А. Пресновой и А. В. Горбачева. При разработке структуры отчета авторы опирались на наиболее частые запросы практики и максимальное использование потенциала комплексного тестирования.

В данной методике шкалы, относящиеся к «Проф-отчету» являются психометрическими, а шкалы и выводы «Бизнес-отчета» — экспертными (базируются на разработанной специалистами Лаборатории модели связи базовых психометрических шкал с прогнозом профессиональной успешности и стилевых характеристик респондента).

Четвертая версия методики была выпущена в 2010 г. Основное ее отличие от предыдущих версий:

1) диагностика факторов интеллекта осуществляется с помощью версии методики с расширенным (троекратным) банком заданий, что значительно снижает риск распространения информации о заданиях теста и правильных ответах и позволяет применять данный тест для проведения массовых обследований в организации и при повторном тестировании респондента;

2) диагностика личностных факторов осуществляется более краткой и при этом более защищенной от социальной желательности версией методики «Большая пятерка».

Пятая версия теста выпущена в 2011г. В ее состав включен тест ТИПС-9, в котором шкала «Зрительная логика» заменена двумя новыми шкалами «Пространственное мышление» и «Невербальная логика».

Текущая (шестая) версия теста выпущена в 2012г. Вместо теста "Большая пятерка" в личностном блоке установлен тест "11ЛФ". Данная методика позволяет воссоздать профиль личности, состоящий из 11 факторов, профиль той степени детализации, которая является наиболее удобной и адекватной практике оценки персонала и нуждам психодиагностики. За счет применения ипсативной технологии достигается максимальная экономия времени тестирования и защита от искажений результатов по причине социальной желательности. Также в 2012 году в методику добавлена возможность вывода "Отчета по компетенциям".

В 2013 году улучшен алгоритм вывода отчета по компетенциям, а также произведено обновление норм методики. Выборка стандартизации - респонденты, проходившие тестирование в ситуации экспертизы в различных компаниях (средние и крупные компании, государственный и коммерческий сектор различного профиля). Объем выборки - более 3000 человек.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Идеальные профили профессий получены методом экспертного шкалирования (согласованность экспертов = 0,64-0,74 для различных групп профессий). В составлении профилей приняли участие психологи-профконсультанты: Лукьянова Е.О., Иванова О.Н., Балаян С.К., Мухина А.А., Миневич М.С., Высоцкий В.Б.

Репрезентативность тестовых норм методики подтверждена практикой оказания услуги «Независимая экспертиза кандидатов» (нормы в последней версии методики рассчитаны в 2009 году на базе около 200 протоколов кандидатов, прошедших тестирование в ситуации экспертизы).

Надежность теста как средства измерения определяется низкой вероятностью ошибок измерения тестовых баллов и тем, в какой мере результаты измерений воспроизводятся при многократном использовании теста по отношению к данной группе испытуемых. Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.

Надежность-согласованность (коэфф. Альфа-Кронбаха):

Шкала теста Альфа Шкала теста Среднее значение корреляции вопросов со шкалой* Шкала теста Альфа
интерес к процессу 0,60 вычисления 0,35 общительность 0,61
творчество 0,76 лексика 0,39 активность 0,58
помощь людям 0,75 эрудиция 0,42 дружелюбие 0,60
служение обществу 0,79 пространственное мышление 0,35 конформизм 0,44
общение 0,62 невербальная логика 0,33 моральность 0,60
включенность в команду 0,64 вербальная логика 0,37 организованность 0,57
признание 0,75 обработка информации 0,41 уравновешенность 0,56
руководство 0,82   нечувствительность 0,59
деньги 0,83   любознательность 0,50
связи 0,79   оригинальность 0,48
здоровье 0,88   абстрактность 0,46
традиции 0,81    

*При данном объеме выборки значимым является коэффициент корреляции больше 0,11 на уровне p<=0,05.

Внешняя валидность методики оценивалась путем сопоставления тестовых данных и самооценки респондентом выраженности у себя соответствующих мотивов и личностных качеств. Значимые корреляции тестовых баллов с самооценкой получены для всех измеряемых шкал:

Шкала теста Коэф. (36 человек) Шкала теста Коэф. (318 человек)
интерес к процессу 0,42 общительность 0,57
творчество 0,57 активность 0,38
помощь людям 0,72 дружелюбие 0,30
служение обществу 0,69 конформизм 0,33
общение 0,37 моральность 0,39
включенность в команду 0,54 организованность 0,33
признание 0,59 уравновешенность 0,43
руководство 0,63 нечувствительность 0,41
деньги 0,73 любознательность 0,23
связи 0,81 оригинальность 0,30
традиции 0,49

Внешняя (экспертная) валидность отчета по компетенциям измерялась путем экспертного исследования, в котором были задействованы 5 экспертов и 15 респондентов. Процедура исследования была следующей: эксперты (люди, хорошо владеющие методикой «Бизнес-Профиль»), должны были на основании результатов респондентов по первичным шкалам теста (мотивация, интеллект и личность) выставить свои оценки респондентам по 11 компетенциям. Далее проверялась согласованность мнений экспертов – по всем 11 компетенциям согласованность была выше необходимого уровня (более 0,8).

Далее полученные экспертные оценки по компетенциям сравнивались с результатами по компетенциям, которые получались по итогам расчета методики «Бизнес–Профиль» («отчет по компетенциям»). Для сравнения был выработан коэффициент согласованности теста и экспертов, который варьировался от 0 до 1 и включал в себя усредненный показатель корреляции экспертных оценок с тестовыми, а также степень удаленности оценок экспертов и теста.

Средний коэффициент согласованности, которые может отражать конкурентную экспертную валидность теста, составил 0,87, что является достаточно высоким показателем совпадения экспертных и тестовых оценок. Таким образом, тест «Бизнес-Профиль» может выступать инструментом, который по своей согласованности не уступает оценкам опытных экспертов, но более выгоден для применения с точки зрения затрат на оценку.

Компетенция Коэф. согласованности (15 случаев)
Лидерство 0,85
Мотивация достижений 0,88
Стрессоустойчивость 0,91
Ориентация на клиента 0,87
Коммуникабельность 0,87
Командность 0,93
Организованность 0,84
Лояльность 0,90
Гибкость 0,76
Комплексный анализ проблем 0,87
Ориентация на развитие 0,89
Среднее 0,87

ОТЗЫВЫ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

  • Комплексаная оценка кандидатов и сотрудников в ОАО "Администратор Торговой Системы".

ПУБЛИКАЦИИ

ОБУЧЕНИЕ

Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.




Елена Воскресенская

Руководитель департамента по работе с клиентами Лаборатории «Гуманитарные Технологии»