Основная «фишка» этого теста – то, что все вопросы завязаны на бизнес-контекст. Даже решая задания на Абстрактную логику, респонденты сталкиваются с конкретными кейсами из офисной жизни. Вы не встретите никаких рыцарей и лжецов, тетрадок за 15 копеек, поездов, вышедших из пункта А, и бассейнов, наполняемых многочисленными трубами.

Бизнес-IQ - Тест интеллектуального потенциала

Тест позволяет оценить интеллектуальный коэффициент (IQ). В его основе задания, максимально приближенные к реальным задачам сотрудников современных организаций. Подобно методикам Д.Вексера или Р.Амтхауэра, он дает возможность построить интеллектуальный профиль респондента, соотнести степень развития отдельных умственных способностей.

Использование расширенного банка заданий значительно снижает риск распространения информации о заданиях теста и правильных ответах, что позволяет применять "Бизнес-IQ2" для проведения массовых обследований в организации.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Оценка специалистов на должности, которые требуют высокого уровня развития различных интеллектуальных способностей (менеджерские должности, «белые воротнички»).
  2. Формирование кадрового резерва.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Данная версия теста состоит из 289 заданий, основанных на бизнес-материале и в определенной степени повторяющих реальные задачи, с которыми сталкиваются специалисты в своей работе. Респонденту предъявляется 84 задания (из общего банка в 289). В каждом задании респонденту необходимо из 4-х предложенных вариантов ответа выбрать один правильный.



Пример (аналог) тестового задания для теста Бизнес-IQ.

Больше примеров заданий теста Бизнес-IQ для разных шкал Вы можете увидеть здесь. Обратите внимание: по ссылке расположен не тест, а лишь примеры заданий для ознакомления с процедурой тестирования - Ваши ответы нигде не учитываются и не подсчитывается результат. Представленных в открытом доступе заданий нет в реальном тесте Бизнес-IQ - они являются лишь аналогами существующих.

Методика оценивает следующие интеллектуальные способности

  • вычисления (математический интеллект, видение закономерностей в числовых рядах);
  • лексика (активный словарный запас, способность эффективно работать с текстами);
  • эрудиция (широта кругозора);
  • память (способность к запоминанию информации, объем памяти);
  • обработка информации (способность обрабатывать числовую и текстовую информацию, текущая умственная работоспособность);
  • пространственное мышление (способность работать с графиками, диаграммами, схемами и чертежами);
  • абстрактная логика (способность к анализу и синтезу, умение делать выводы и строить умозаключения);
  • общий (средний) балл.

Время на выполнение заданий теста ограничено - от 1,5 до 3 минут на одно задание, в зависимости от шкалы теста. Среднее время тестирования - около 40 минут.

В методике реализована возможность поблочного тестирования. Это означает, что в случае необходимости, можно измерить только интересующие способности (например, "Вычисления" и "Обработка информации").

Внимание! В процессе тестирования вычислительных способностей респонденту запрещается пользоваться калькулятором. Специфика диагностики такой функции, как память, требует организационного контроля за процессом тестирования в соответствующем блоке во избежание искажений результатов со стороны респондента (запрещается использовать бумагу, ручку, электронные записные книжки и т.д.). В блоке диагностики способности к абстрактной логике (заключительный блок тестирования) респонденту, напротив, разрешается пользоваться бумагой и ручкой.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Существует два варианта отчета:

бизнес-отчет
для респондента

Каждый из них состоит из:

  • графического профиля, указывающего значения факторов;
  • текстовых сообщений-интерпретаций факторов;
  • табличных данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Настоящая версия теста "Бизнес-IQ" была создана в 2009-2010гг. коллективом авторов Лаборатории «Гуманитарные Технологии»: Алтуховым В. В., Белорусцем А. С., Ивановой О. Н., Пресновой Т. А. под научным руководством проф. Шмелева А. Г. В первую очередь, перед авторами стояла задача создать тест на основе нового типа заданий, максимально приближенных по своему содержанию к реальной интеллектуальной деятельности сотрудников современных организаций.

Методика "Бизнес IQ" является наследником инструментов, подтвердивших свою работоспособность в многолетней практике Лаборатории (это тесты интеллекта ТИПС, ТИП, КТО), и разрешает проблему faсe validity своих предшественников. Кроме того, в данную методику добавлена шкала "Память".

Исследовательская версия теста включала в себя 148 заданий и была апробирована в нескольких коммерческих организациях, а также на курсе выпускников менеджерского факультета. Мы хотим поблагодарить за помощь в сборе исследовательских данных:

  • Владимира Анатольевича Жильцова (директора АНО "Национальный центр сертификации управляющих"),
  • Александра Сергеевича Комкова ("Бинбанк"),
  • Евгению Николаевну Наумову, Михаила Александровича Филатова, Елену Сергеевну Михайлову (ОАО "Россельхозбанк"),
  • Николая Александровича Тюрина (ЗАО "Банк Русский стандарт").
Вторая версия (настоящая) теста "Бизнес-IQ 2.0" была создана в 2011-2012 гг. и включает в себя 289 заданий.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Итоговое исследование внутренней согласованности шкал и подсчет тестовых норм были проведены на выборке из 411 человек. Характеристики выборки:

  • Возраст: от 10 до 64 лет (медиана - 30 лет).
  • Образование: среднее специальное, неоконченное высшее, высшее, есть ученая степень.
  • Пол: 104 мужчины, 307 женщин.
Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета Альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.

Шкала теста Коэффициент
Альфа-Кронбаха
Вычисления 0,70
Лексика 0,71
Эрудиция 0,72
Память 0,73
Обработка информации 0,68
Пространственное мышление 0,60
Абстрактная логика 0,72
Оценка надежности-устойчивости теста производилась с помощью проведения повторного тестирования. Корреляция между результатами для надежного теста должна быть больше 0,5 (при p=0.05).

Шкала теста Коэффициент
корреляции Спирмена
Вычисления 0,78
Лексика 0,61
Эрудиция 0,66
Память 0,54
Обработка информации 0,51
Пространственное мышление 0,50
Абстрактная логика 0,71

ОБУЧЕНИЕ

Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.




Арсений Белорусец

Специалист департамента R&D Лаборатории «Гуманитарные Технологии»