Не защищенный от социальной желательности, но удобный и легкий в заполнении традиционный формат личностного тест-опросника наиболее подходит для использования в «ситуации клиента», т.е. тогда, когда тестирование проводится в интересах самого респондента. При применении в «ситуации экспертизы» данная методика требует особой квалификации специалистов, проводящих инструктаж и тестирование.

B5 – Большая пятерка (сокращенная версия)

Классический «брендовый» тест-опросник с богатой историей предназначен для экспресс-диагностики уровня выраженности пяти так называемых «больших» факторов темперамента и характера. Это название они получили в 60-80-е годы в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований, проведенных независимыми специалистами из разных стран. Одной из таких работ было опубликованное в 90-е годы исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное А.Г.Шмелевым и В.И.Похилько. Исследования подтвердили, что пяти факторов достаточно для построения полноценного психологического портрета личности.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  • профориентация;
  • самопознание.
Для подбора и оценки персонала при помощи пяти больших личностных факторов рекомендуем ипсативную версию данного теста.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Методика «Большая пятерка» состоит из 100 пунктов, предполагающих 3 варианта ответа («верно», «затрудняюсь ответить», «не верно»).


Пример задания для теста "Большая пятерка".

Время выполнения теста — 25-35 минут. Первые пять шкал методики представляют собой точное воспроизведение факторов «Большой Пятерки» в их международном варианте. В тесте также присутствует шкала социальная желательность, измеряющая честность респондента.

В русскоязычной версии опросника пять самых мощных факторов темперамента и характера получили следующую интерпретацию:

  • экстраверсия — интроверсия (высокий полюс фактора — общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий — сдержанность, замкнутость)
  • согласие — независимость (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия; высокий полюс — склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени — ведомость; низкий — тенденция полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности — враждебность)
  • самоконтроль — импульсивность (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как пунктуальность, последовательность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень — педантизм; низкие — ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени — гибкость моральных суждений и хаотичность)
  • эмоциональная стабильность — тревожность (эта шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям, спокойствие, стабильность, уверенность в себе — на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищенности — на низком)
  • новаторство-консерватизм (эта шкала показывает любознательность, увлеченность, открытость новому опыту, ориентацию на преобразование — на высоком полюсе; и консерватизм, прагматическую направленность, традиционализм, ориентацию на сохранение — на низком)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Существует три варианта отчета:

для респондента (краткое и понятное широкому кругу людей описание качеств характера, выполненное в дружелюбном ключе, без использования профессиональной терминологии);
для психолога (пояснение причин проявления выявленных особенностей, соотнесение их с другими факторными системами описания личности);
бизнес-отчет (прогноз эффективности в различных видах деятельности, описание сильных и слабых сторон респондента, прогноз конфликтности и особенностей поведения в конфликтной ситуации).

Каждый отчет может включать до трех блоков представления результатов в виде:

  • графического профиля, указывающего значения факторов;
  • текстовых сообщений-интерпретаций факторов;
  • табличных данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА (англ. Big Five) — пять личностных факторов, которые чаще всего выявлялись в качестве устойчивых факторов независимыми учеными в разных странах в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований. Одной из таких работ было опубликованное в 90-е годы исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное А.Г.Шмелевым и В.И.Похилько.

Вопросы теста «Большая пятерка» — это наиболее информативные задания, которые были отобраны в результате экспериментальной работы с банком из 260 заданий, проведенной под руководством А.Г.Шмелева группой аспирантов и студентов факультета психологии МГУ. Значительная часть аналитической работы была выполнена Е.И.Рыхлевской. В психометрическом эксперименте принимали участие свыше 200 испытуемых — студентов московских вузов.

С помощью конфирматорного факторного анализа (анализа, направленного на проверку уже сформированных факторных ключей) по каждому фактору были выявлены 15 вопросов, которые давали максимальную корреляцию с суммарным баллом. В 2002 году методика была дополнена шкалой «социальной желательности» (версия «B5S-Plus»), что увеличило количество вопросов до 90. В версии «B5S-Plus5» используется шкала «социальной желательности», доработанная и усовершенствованная В.В.Одинцовой в 2004-2005 гг.

В шестой версии методики (2007 г.) 5-я шкала («Обучаемость-инертность») заменена более традиционной для Большой Пятерки шкалой «Новаторство-консерватизм». Банк заданий расширен до 100 вопросов. Автор вопросов — Иванова О.Н. Нормы в данной версии методики обновлены в 2008 году на основе анализа протоколов испытуемых в ситуации экспертизы.

В седьмой версии (2009 г.) в методику добавлена новая бизнес-интерпретация, описывающая не только личностные качества респондента, но и его профессиональный потенциал в различных видах деятельности, сильные и слабые стороны, прогноз конфликтности.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Надежность теста как средства измерения определяется низкой вероятностью ошибок измерения тестовых баллов и тем, в какой мере результаты измерений воспроизводятся при многократном использовании теста по отношению к данной группе испытуемых. Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.

Надежность-согласованность (коэфф. Альфа-Кронбаха):

Шкала теста Коэффициент Альфа-Кронбаха
экстраверсия — интроверсия 0,7
согласие — независимость 0,62
самоконтроль — импульсивность 0,68
эмоциональная стабильность — тревожность 0,64
новаторство-консерватизм 0,61
новаторство-консерватизм 0,62

ОТЗЫВЫ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

  • на базе данной методики создан on-line тест для определения командных ролей для сайта drimtim.ru (2009 г.) http://drimtim.ru/tests/12/
  • совместно с тестами «СТМ», «ТИПС» и специально разработанной кейсовой методики применяется для оценки кандидатов на должность Руководитель структурного предприятия на Московской железной дороге (с 2009 г.)
  • входит в состав профориентационного комплексного теста «ТРУД»

ПУБЛИКАЦИИ

ОБУЧЕНИЕ

Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.


Татьяна Преснова

Руководитель научно-методического отдела Лаборатории «Гуманитарные Технологии»